В апреле Агентство по технологическому развитию (АТР) и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) договорились о кооперации в сфере приобретения, трансфера и локализации в России новейших судостроительных технологий. АТР будет получать от ОСК актуальные данные о технологических решениях, в которых нуждаются предприятия корпорации. На их основе будет подобран подходящий российский или зарубежный продукт. Из материалов агентства следует, что в поле его других задач - проведение технологического аудита и подготовка проектов модернизации для верфей и конструкторских бюро ОСК, работа над аналитическими материалами по модернизации отрасли и совместный анализ основных технологических направлений развития отечественного и зарубежного судостроения.
Сейчас в России работает около 160 предприятий, которые занимаются постройкой военных кораблей, речных, морских, промысловых и научно-исследовательских судов и ледоколов. "Возможности России в этой отрасли выросли также благодаря присоединению Крыма, где находится много судостроительных заводов", - заметил эксперт Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роман Терехин. По его мнению, качественное развитие судостроительной отрасли поможет развивать шельфовые проекты, осваивать Арктику, работать над расширением транспортного судоходства.
Одним из важнейших IT-продуктов для отрасли является система автоматизированного проектирования (САПР). Специализированные САПР со встроенными судостроительными модулями позволяют разрабатывать комплексные решения по постройке судов от начала проектирования до спуска на воду. Предлагаемое разработчиками программное обеспечение не только упрощает моделирование судов (уже не на бумаге, а в цифровом режиме). Оно также оптимизирует операции и процессы непосредственно на верфи и обслуживания и поддержки судна на протяжении его жизненного цикла.
"Проблема в том, что большинство российских судостроительных предприятий сильно ограничены в возможности самостоятельного выбора платформы САПР, так как из-за отсутствия собственных проектных подразделений им приходится сотрудничать с проектными бюро и институтами, которые используют удобное для себя программное обеспечение", - рассказывает Роман Терехин. В связи с этим предприятие при постройке судна вынуждено использовать аналогичные САПР либо конвертировать результаты проектной работы при помощи программ сторонних разработчиков. Это препятствует внедрению современных методов проектирования и организации работ по постройке судов.
Именно поэтому, по оценке экспертов, одной из приоритетных задач отрасли является создание единой для проектных организаций и предприятий-строителей информационной системы, используемой для передачи, проработки, изменения и управления конструкторской и технологической документацией.
Перспективы создания единого информационного пространства в судостроении обсуждались участниками совместного заседания Комитета по судостроительной промышленности и морской технике. "Единое информационное пространство позволит специалистам различных подразделений и предприятий работать с конструкторской документацией и производить необходимые проектные расчеты с использованием 3D-моделей", - констатирует Союз машиностроителей России.
В качестве пилотного проекта разработчиками была представлена модель по организации единого информационного пространства между компаниями "Северное ПКБ" и "Севмаш". Новая технология проектирования позволит транслировать проектную информацию из PDM-системы (Product Data Management - система управления данными об изделии) проектанта в PDM-систему завода-строителя.
Помимо проектирования информационные технологии широко применяются при формировании цепочек поставок при создании судна - синхронизация операций поставщиков непосредственно в производстве для повышения производительности и соблюдения сроков работ, а также в обслуживании судов - для сокращения циклов капитального ремонта. За последние шесть-семь лет отрасль перешла от бумажной документации к применению комплексных ИТ-систем с переводом большей части документов в электронный вид.