Напомним, с сентября этого года в 13 регионах началась апробация новой модели оценки знаний и умений учителей русского языка и математики. Как рассказали "РГ" в Рособрнадзоре, в апробации примут участие 300 школ и не менее 4800 педагогов.
Как будут оценивать учителей? В Санкт-Петербургском университете им. Герцена предложили педагогам такую модель: первая часть - тесты по предмету, которую учитель выполняет 2 часа. Допустим, учителю русского языка предлагается отрывок из книги Улицкой "Медея и ее дети". Надо провести литературоведческий анализ и определить, какими изобразительными средствами пользуется автор. Затем задания на определение типа предложений, правописание гласных, знание интернет-источников, которые можно рекомендовать ученику... Очень напоминает ЕГЭ повышенного уровня. И сразу по русскому и литературе.
Вторая часть оценивания методические (на 2 часа) и профессиональные задания (на них может быть отведено до 9 дней). Третья часть видеоуроки, которые оценят эксперты, в том числе из Института повышения квалификации. Эти уроки уже начались в регионах. Подчеркнем, формы оценивания могут быть разными. Это одна из них.
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов особо подчеркнул, что личные итоговые результаты будут известны только самим учителям через личный кабинет. Никто вывешивать списков с оценками конкретных педагогов нигде не станет. "Это самодиагностика учителя", - уточнил Сергей Кравцов. Но обобщенные результаты помогут понять, где у педагогов слабые места, на что надо обратить более пристальное внимание - знание предмета, методику, педагогические умения. От этого будет зависеть, какие именно курсы повышения квалификации нужны.
- Мы понимаем так: идет выбор инструментария: молоток, отвертка или стамеска? Это первый подход к тяжелой штанге. Апробация добровольна даже для тех учителей, которые сами хотят повышать свою квалификацию. Кому-то удобно собирать свои достижения в портфолио, кому-то проще дать открытый урок, а кому-то сдать разовый экзамен, - высказал свое мнение Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея Санкт-Петербурга N 239.
К слову, Максим Пратусевич практикующий учитель и в 2017 году выпустил одиннадцатый класс, где было 6 призеров всероссийских олимпиад. В принципе, такой результат тоже может считаться оценкой работы педагога.
Сергей Кравцов рассказал, что к 20 ноября итоги апробации будут готовы и их обсудят члены ассоциаций учителей математики и русского языка.
В перспективе система оценки, на которой остановят выбор эксперты, станет основой для карьерного и профессионального роста учителя.