В Ярославле в рамках Международного Волковского фестиваля выступил Российский роговой оркестр.
Уникальный коллектив из Санкт-Петербурга состоит из двух десятков музыкантов, в арсенале которых 106 охотничьих труб-рогов разной длины и диаметра. Главная сложность в том, что каждый рог может издавать только одну ноту. Поэтому музыканты играют на нескольких трубах попеременно, каждый отвечает за три-пять рогов. Дирижер оркестра Сергей Поляничко рассказал, что, например, "Времена года" Вивальди музыканты репетировали семь лет.
Для ярославцев музыканты оркестра исполнили "Шутку" Баха, "Марш Преображенского полка", "Лунную сонату" Бетховена. Зал слушал музыку, без преувеличения, затаив дыхание, а после каждого музыкального номера дружно кричал "браво".
Кстати, исполняя "Шутку", музыканты тоже пошутили. Сергей Поляничко попросил одного коллегу быть солистом. Звучит музыка, солист знаками пытается напомнить о себе, но дирижер его не замечает. Богатой мимикой "солист" показывает публике, как он устал от капризов дирижера. Этому номеру зал долго аплодировал стоя.
История российских роговых оркестров началась в XVIII веке, когда такой оркестр появился при дворе императрицы Елизаветы Петровны. С тех пор с их участием проходили все дипломатические приемы, государственные церемонии, царская охота. В XIX веке интерес к роговой музыке угас, но снова ненадолго вернулся при Александре III - роговая музыка звучала на его коронации. Однако к тому времени не осталось уже ни нот, ни инструментов, сохранились только два рога в музее Преображенского полка и очерк о создании этой музыки. По ним и были изготовлены 54 рога.
Очередной ренессанс российской роговой музыки начался с основания в 2006 году Российского рогового оркестра. С тех пор коллектив дал больше 700 концертов и даже попал в Книгу рекордов России за работу по возрождению аутентичного звучания старинных партитур.