20.09.2017 14:48
В мире

Репортеры "СОЮЗа" в Минске и Москве попробовали взять авто в каршеринг

Репортеры "СОЮЗа" в Минске и Москве попробовали взять автомобиль в каршеринг
Текст:  Владимир Баршев (Москва, тvb@rg.ru) Инна Кабышева (Минск, melesyko@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №35 (807)
Читать на сайте RG.RU
Минск

В Минске набирает популярность каршеринг - сервис, позволяющий взять в аренду автомобиль через специальное мобильное приложение.

Число пользователей быстро растет: в системе ежедневно регистрируются от 30 до 70 человек. По словам одного из учредителей компании Drivetime Ивана Желтоногина, машин на всех уже не хватает: в ближайшее время парк будут расширять, ведь для того, чтобы каршеринг заработал в полную мощь, Минску нужно минимум 250 машин. Пока же по городу их курсирует чуть меньше полусотни.

К чему готовиться, отправляясь в путешествие за рулем

Обкатка сервиса, который предложили минчанам этим летом, прошла успешно, считают учредители компании. Удивляет, насколько бережно белорусы пользуются арендными автомобилями: в салоне стараются не мусорить, а если при поминутной аренде случайно залезли в минус - на карте не хватило денег, - сами звонят в службу поддержки и спрашивают, как быстрее погасить задолженность. Ведь в противном случае арендовать авто в следующий раз не получится. Многих, впрочем, озадачивают внушительные штрафы и санкции - в каршеринге они довольно высокие: за оставленный в салоне мусор и курение - 70 белорусских рублей (курс: 1 белорусский рубль равен 33 российским) плюс стоимость химчистки, нет денег на карте для оплаты - будет "капать" 35 рублей за каждый день просрочки.

Не заправились и закончили поездку с пустым баком - оштрафуют на 30 рублей. Было превышение скорости? В дополнение к штрафу придется заплатить 15 рублей самой компании. Не слишком ли суровые меры?

- Сделано это для защиты от недобросовестных пользователей, - объясняет Иван Желтоногин. - Пока, кстати, таких нарушителей практически не встречалось.

К слову, пока не совсем ясно, как быть с шаговой доступностью - непременным атрибутом сервиса: став членом "клуба" каршеринга, человек рассчитывает на то, что автомобиль будет все время под рукой. Смысл идти к нему через весь микрорайон? Удобнее в таком случае вызвать такси или Uber. Владельцы говорят, что это вопрос времени: как только машин станет больше - в идеале их вообще должно быть около 500-600, - пользователи станут тратить меньше времени на то, чтобы добраться до арендованного автомобиля.

В среднем в Москве услуга каршеринга обходится в 8 рублей за минуту, а в Минске - почти в 10 российских рублей

- Вообще, по утрам машины чаще берут в микрорайонах, по вечерам - в центре, у гипермаркетов. Наши сотрудники стараются переставлять машины, чтобы они равномерно были распределены по городу, не скапливались в одном месте. В ближайшее время, кстати, будем заниматься вопросом отдельных парковочных мест у торговых центров. Белорусские пользователи пока склонны сравнивать нас с такси и Uber. Но каршеринг - не такси: арендуя автомобиль, вы становитесь его временным владельцем. Это ваш личный транспорт, вы сам себе хозяин, можете спланировать маршрут. Но главное - в каршеринге вам не нужно платить за бензин, он включен в стоимость аренды! У клиента есть топливная карта, по которой всегда можно заправиться. А что касается цены - пока пользователям все же выгоден поминутный тарифный план, а не абонемент на сутки. Но в скором времени появится новый суточный тарифный план, более бюджетный - думаю, он заинтересует наших клиентов.

Москва

Рынок каршеринга в России с начала года вырос на 300 процентов. Компании, которые на нем работают, экстренно закупают машины, чтобы обеспечить спрос. Услуга оказалась востребованной, когда ее распробовали.

Вообще каршеринг - грубый перевод "поделись автомобилем" - начал активно развиваться в стране с 2013 года. Хотя впервые эта услуга появилась в Швейцарии аж в 1948 году.

Сейчас в России по системе каршеринга работает пять компаний. Конечно, основные зоны их работы - это Москва и Санкт-Петербург. Но даже здесь, при наличии пяти компаний, машин на всех не хватает.

"Яндекс" запустил свой "Каршеринг" в Москве и Санкт-Петербурге

Условия подключения к этой услуге примерно одинаковы у всех. Но есть некоторые существенные различия. Например, некоторые компании настаивают на заключении с ними реального договора, а это требует визита в офис либо вызова курьера, услуги которого оплачиваются. Иным компаниям вполне достаточно регистрации на сайте. Но в любом случае необходимо предоставить данные прав, паспорта, а также номер банковской карты, с которой будут списываться деньги за пользование услугой.

Воспользоваться услугой сразу по первому желанию невозможно. Проверка данных может от нескольких часов до двух суток. Поэтому готовить себя в качестве пользователя каршеринга надо заранее. Еще раз напомним, что в некоторых компаниях требуется подписать договор в бумажном виде. Это тоже требует времени.

Надо иметь в виду, что машин, даже в Москве, не так уж и много. Полторы тысячи у одной, 1,3 тысячи у другой, 500 у третьей - и так далее. Поэтому для большего удобства необходимо закачать себе в смартфон все пять приложений. А также заранее заключить договоры с теми компаниями, которые выдвигают подобное условие. Тогда найти свободную машину в шаговой доступности будет легче.

Стоимость топлива включена в стоимость пользования автомобилем. Но пополнять бак все же придется. Правда, не за свой счет, а за счет компании. Карта оплаты всегда в бардачке. Потраченное время возместят бонусами. Например, бесплатными поездками. А за оставленную машину с пустым баком придется заплатить штраф.

А штрафы, кстати, отнюдь не дешевые. Напомним случай, когда один из арендаторов по своей вине попал в аварию. Авария была небольшой, но счет ему выставили чуть ли не в стоимость автомобиля. В таких ситуациях задумаешься: а нужна ли тебе краткосрочная аренда?

В 2018 году в Москве появятся беспилотные автомобили каршеринга

Именно после разбора этой ситуации компании каршеринга начали отдельно ограничивать условия оплаты ДТП. Как правило - не более 150 тысяч рублей. Также появилась новая услуга: каршеринг с КАСКО. Поминутная оплата значительно выше, зато в случае аварии ответственности практически никакой.

Надо иметь в виду, что штрафы за нарушения правил, выписанные в автоматическом режиме, должен будет оплатить тот, кто их совершил. При этом скидку в 50 процентов компании устанавливают только на пять суток. Хотя в законе прописано 20. Но это понятно. Пока компания получит уведомление о штрафе, пока найдет того, кто в этот момент был за рулем, пока перешлет ему информацию, время уходит. А если арендатор своевременно не оплатит штраф, то компания его оштрафует по собственным правилам, которые прописаны в двустороннем договоре.

Теперь немного о стоимости. Тарифы на каршеринг колеблются в диапазоне от 7 до 25 рублей за минуту. Это зависит от того, какой компанией вы пользуетесь, какой автомобиль арендуете. В последнее время стало популярным арендовать автомобили премиум-класса. Понятно, что это дорогое удовольствие. Да и таких автомобилей очень мало.

Но в среднем в Москве услуга каршеринга обходится в 8 рублей в минуту. Для сравнения, такси в среднем обходится в 15 рублей за минуту. При этом никаких собственных рисков, штрафов и прочих условий. Надо сказать, что в Европе каршеринг дешевле такси в 4 раза. А поэтому и востребован. Но в России этот бизнес только развивается.

Беларусь