Заранее было известно, что новая "Флейта" дуэта англичан, режиссера Даниэля Слэйтера и художника Франсиса O Коннора, решена в фантастическом стиле "стимпанк" ("паровой панк"). Интрига! Стиля, имитирующего приметы викторианской Англии с ее культом паровых машин и механизмов, на оперной сцене, пожалуй, еще не было. Для истории о приключениях влюбленной пары он оказался вполне подходящим. Декорацией тут служат лабиринты труб, шестеренки и заклепки, лестницы и люки. Сцена завораживает динамизмом: на ней все время что-то происходит, двигается, исчезает. В детском восприятии сценография спектакля может соперничать с видеоиграми и мультиками, сериалами и комиксами.
Но впечатляющего сценического образа режиссеру, видимо, не хватило, и его дополнили рисунками, проецируемыми то на задник, то на занавес. Либретто Шиканедера на месте, а вот разговорные диалоги, присущие опере-зингшпиль, переписаны. Они звучат на русском языке, изобилуют современной лексикой и позволяют следить за сюжетом. Ведь все герои на своих местах, но выглядят иначе. Принц Тамино - пилот, его самолет сбит в зоне военных действий, и он приземляется на сцену с парашютом. Конфликт - между государствами Царицы Ночи и Зарастро. Но противостояния добра и зла нет и в помине. Царица Ночи одержима жаждой мести, а Зарастро управляет странным миром, где мужчины похожи на клонированных эйнштейнов, а женщины - на мальчиков. Тоталитарная секта, поклоняющаяся научно-техническому прогрессу, проводит испытания на всех подряд (некоторые, как Моностатос, изуродованы). Причин стремиться в это "царство добра и справедливости" у Тамино нет. Они с Паминой пройдут испытания огнем и водой, но только чтобы исчезнуть. В компании с веселым Папагено, его Папагеной и их семейством, герои ускользнут в уютный мир домашних радостей - такой вот романтический поворот. Новый сюжет проработан в деталях, героям придуманы биографии и мотивировки, сценически в режиссуре все сходится.
Но есть о чем пожалеть. Высокие духовные мотивы, как считается, инспирированные масонскими увлечениями Моцарта, звучат в опере не только в пространных текстах - ими наполнена музыка. Моцарт - это всегда дуализм, всегда возвышенное и земное. Как и Пушкин, он мог быть гулякой праздным и великим тружеником, любителем женщин и сосредоточенным философом. Конечно, квест-бродилка сегодня понятнее юным, чем поиски абсолюта, духовное самосовершенствование и обряд инициации. Привести новое поколение в театр - эту задачу спектакль, конечно, выполнит, но цена этого - превращение оперы в чистейшей воды entertainment.
В Екатеринбурге - очень молодая и дееспособная оперная труппа. "Волшебная флейта" собственными силами, да еще и в трех составах - не всякий театр на такое способен! Артисты увлечены сценическими задачами, спектакль играется легко, без напряжения. Чего не скажешь о пении. Господствует усредненная вокальная манера (что Моцарт, что Пуччини - все равно). О легком, инструментальном звуке, без напряжения и излишнего вибрато, певцам, похоже, никто не рассказал. Своим умом до этого дошли немногие, в том числе Ольга Вутирас - Царица Ночи, отчасти Дмитрий Стародубов - Папагено и Ольга Тенякова - Памина. У молодого Кирилла Матвеева все может получиться, но после серьезной работы, а вот бас Владислав Попов, лишенный нижнего регистра, - это недоразумение кастинга. Разговорные сцены тоже для многих камень преткновения, особенно в интонационном смысле. Наконец, оркестр. Быстрые темпы не маскируют неряшливости, не скрывают расхождений оркестра, певцов и хора, несогласованности оркестровых групп. Дирижер Оливер фон Дохнаньи удовлетворяется вялым, аморфным звучанием, которому не хватает остроты, отточенности, звуковой динамики и контрастов.
Екатеринбургский театр стремительно набирает очки на пути к статусу одного из самых заметных оперных домов России: громкие премьеры, престижные награды, общее внимание. У балета побед, конечно, больше: "Золотые маски" обеспечивает своим талантом и трудом, вложенным в труппу, Вячеслав Самодуров. У оперы свои козыри в виде эксклюзивных названий в афише. Но в опере театр обходится без художественного лидера в лице главного режиссера, предпочитая работать с разными по стилю постановщиками, делая ставку на западных режиссеров и художников далеко не первого ряда. Наверное, это один из возможных вариантов, но вот то, что все дирижеры театра, включая главного, работают наездами, в корне неправильно. Чтобы расти, оркестр должен иметь строгого ежедневного наставника. А музыкальное качество - то, что для Екатеринбургской оперы должно стать приоритетом.
"Волшебная флейта" в Екатеринбургском театре оперы и балета