На 50 лет вперед
Петр Павлович! Ограждения со столичных магистралей исчезли. Значит ли это, что программа "Моя улица", намеченная на этот год, выполнена?
Петр Бирюков: В основном да. Мы ставили перед собой задачу открыть движение на улицах, вошедших в программу, до 25 августа и выполнили ее. К возвращению горожан из отпусков, школьников и студентов с каникул перекладка асфальта везде была закончена. Сейчас завершаются работы по обновлению уличного освещения, установке уличной мебели, замене остановок общественного транспорта. То есть то, что движению транспорта уже не мешает.
Итог уже можно подвести. Мы планировали за лето реконструировать 80 улиц, переулков, площадей и набережных города, а реконструировали 118. Это плюс к 112, благоустроенным за предыдущие 2015 и 2016 годы. То есть за три года обновлен практически весь центр Москвы. В том числе такие знаковые пространства, как Садовое, Бульварное и Кремлевское кольца, улица Тверская, Триумфальная площадь и площадь Тверской Заставы. Все улицы, прилегающие к парку "Зарядье", а также любимые москвичами Петровка, Спиридоновка, Бронные, Никитские...Крупнейший проект современной Москвы! Таких объемов до сих пор не было не только у нас, такого вы не увидите больше нигде в мире.
А надо ли было браться за такой масштаб работ одновременно? Может быть, проще было сделать сначала одну половину, а другую оставить на следующий год...
Петр Бирюков: Такой подход исключался. Мы вышли в этом году на магистрали, которые нельзя делить на части. Взять хотя бы Бульварное кольцо. В прошлом году была обновлена его внутренняя часть за исключением Яузского, Покровского и Гоголевского бульваров. В этом предстояло доделать их, а также всю внешнюю сторону. Но ведь мы не только перекладываем асфальт. Меняются все коммуникации - кабельные, канализационные, водопроводные. Они же на Бульварном кольце, как, впрочем, и на Садовом, все завязаны в единую систему. Если менять кусочками, автомобилисты еще больше увязли бы в бутылочных горлышках, образовавшихся по всей длине магистрали. К тому же одновременно велся ремонт и на прилегающих улицах. Они тоже завязаны на единые тяговые подстанции, что в свою очередь тоже требует комплексного подхода. Зато теперь на всех реконструированных улицах мы имеем новые сети: 6,8 километра канализационных, 17 - газовых и 63,3 километра водопроводных. Это значит, что лет 50-60 город может не тратиться на их ремонт и замену, а жители столицы не будут плутать каждое лето между раскопками в местах аварийных участков. А вы заметили, какой вид и какое чистое небо открываются на благоустроенных улицах? Это потому что с них сняты воздушные провода - их убрали в подземные коллекторы. 152 километра!
А в дождь вода с городских улиц будет лучше уходить?
Петр Бирюков: Да, в 119 наиболее проблемных местах проложили дополнительные связки на водоотведение. Надеюсь, вода там больше задерживаться не будет. Поделюсь особенно приятным открытием в ходе работ в этом сезоне. Если в первые два года реализации программы "Моя улица" немало москвичей относились к ней достаточно скептически, то сейчас, обходя стройки, я за все время не услышал ни одного упрека. Чаще говорили: "Спасибо вам, ну а временные неудобства мы потерпим".
Загляни в историю
Чем вы объясняете такое изменение в отношении горожан?
Петр Бирюков: Люди увидели, что в процессе "Моей улицы" создается абсолютно новая городская среда, общественное пространство, в котором приятно находиться. И поверили нам! Судите сами. 12 миллионов горожан приняли участие в Дне города. И это при том, что и погода была не очень стабильная, и на дачу в это время народ обычно еще вовсю ездит. А тут гуляли! И потому, что было что посмотреть, и потому что просто на улицах Москвы сейчас комфортно и безопасно. Везде летние кафе, столики. Вечером прекрасное освещение, вместо разнотипных опор устанавливаем исторические фонари. Например, Тверскую освещают теперь точно такие же светильники, какие стояли в городе в XVIII веке. Причем светят они не голубым холодным "дневным" светом, как еще недавно, а желтым, теплым. Красивые здания украшены еще и архитектурно-художественной подсветкой.
Фасады многих домов просто сияют. Как вы этого добились? Неужели стандартной пескоструйной очисткой?
Петр Бирюков: Пескоструйная очистка - старая технология. В Москве она используется только на домах, покрытых искусственным камнем или туфом. Причем, как правило, только для цоколей. В частности, так приведен в порядок известный огромный дом минатома на улице Тульской. Помните, какой темной громадой он стоял? А сейчас - чистенький, беленький, настоящий дом-корабль, как его называют москвичи. Большую же часть других домов, причем не только исторической постройки, но и обычных кирпичных и панельных на периферийных улицах и вылетных магистралях отмыли с моющими химическими средствами, чего никогда до 2015 года в Москве не делалось. В общей сложности приведены в порядок 1047 фасадов.
Вручную, что ли?
Петр Бирюков: Альпинисты с вышек или просто с лесов сначала смачивают фасад дома с шампунем, растворяя пропитавшие его грязь, выхлопы машин и пыль, а потом техника все смывает водой под большим давлением. Дома становятся как новые, на фасадах многих из них обнаруживается столько интересного! Мемориальных досок, надписей, кто в этом доме родился или жил, которые давно уже разглядеть было невозможно. Историю же своего города надо знать. И "Моя улица" помогает москвичам в этом.
Как?
Петр Бирюков: Работы на любой улице начинаются с истории ее возникновения, как она выглядела в разные периоды времени, что может быть интересно горожанам сегодня из ее прошлого. Например, занимаясь реконструкцией Садового кольца, узнали, что указ о его создании вышел 425 лет тому назад. Постарались закончить работы по его обновлению как раз к этой дате и вместе с жителями отпраздновали день рождения Садового кольца.
Важно и другое: с первого дня работы над программой с нами работают археологи. Свыше 10 тысяч интересных находок обнаружили они за это время. Монеты, берестяные грамоты, целые фрагменты древней московской архитектуры. Этим летом по распоряжению мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина наиболее интересные из них музеифицированы и стали частью городской среды в 17 точках города.
Где их можно увидеть?
Петр Бирюков: Например, 1600 квадратных метров исторической брусчатки, обнаруженной во время реконструкции улиц, прилегающих к парку "Зарядье", заняли свое место в покрытии Васильевского спуска. На Хохловской площади музеифицируется найденный здесь фрагмент стены Белого города. Он стал частью городского многоуровневого амфитеатра площадью почти 700 квадратных метров, где смогут, например, собираться почитать стихи поэты, молодые актеры показать спектакль и так далее. У церкви Всех Святых на Кулишках на Славянской площади, которая упоминается еще в XIV веке, археологи обнаружили цокольные этажи. Выяснилось, что есть возможность поднять церковь из земли на целых четыре метра. Решено оголить фундаменты храма и после их укрепления будут устроены витрины, через которые рассмотреть этот памятник истории и культуры в деталях смогут все желающие. Много нового интересного увидят москвичи и на Садовом кольце, уровень которого в ходе работ в среднем понижен на 60 сантиметров, а местами и на метр.
Каким образом?
Петр Бирюков: Дело в том, что лет 100, когда укладывали очередной слой асфальта, дорожное покрытие в Москве никто никогда не подфрезеровывал. Это начали делать лишь последние лет 10-15. В результате накопилось до 15 слоев, и постройки год от года все глубже уходили в землю. Сейчас мы снимаем эти слои на всех улицах. Так, на Петровке, например, открылись окна в подвальных помещениях Нарышкинских палат XVII века.
И для пешеходов, и для автомобилистов
На мой взгляд, программа "Моя улица" войдет в историю хотя бы потому, что изменила в Москве отношение к пешеходам. Этот принцип - дать достойное место для человека, передвигающегося по городу на своих двоих, сохраняется?
Петр Бирюков: Безусловно. На всех реконструированных улицах появляются расширенные тротуары, располагающие москвичей к неспешным длинным прогулкам - на 840 тысячах квадратных метров их уложена гранитная плитка. Общая протяженность пешеходных маршрутов в городе сейчас увеличилась до 320 километров. Новинка этого года - 17,5 километра пешеходной зоны вдоль 12 набережных Москвы-реки. Выходишь, к примеру, на Краснопресненскую набережную и пошел - по Ростовской, Смоленской, Саввинской, Лужнецкой, Фрунзенской, Кремлевской, Котельнической, Гончарной...В общем, пока не устанешь. А ведь появилось пешеходное пространство и немалое - 8 километров, тоже по набережным Москвы-реки от парка Царицыно, а еще 12 километров - по берегам Яузы. Пустовать эти пространства не будут, я уверен. Везде, где заканчиваются работы, количество пешеходов сразу возрастает в 2-4 раза.
Автомобилистов, судя по тому, что средняя скорость в городе, по данным "Яндекс.Пробки", возросла в сентябре на 8%,а в час пик - на 4%, тоже не обидели?
Петр Бирюков: Для них мы постарались прежде всего уменьшить количество бутылочных горлышек. На том же Садовом, например, все движение сделали ровным - по пять полос движения в одну сторону и пять - в другую. Для общественного транспорта открыли выделенные полосы. Удобнее стал въезд и на Садовое, и Бульварное кольца с прилегающих улиц.
Москвичи очень опасались пуска трамвая на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала. Не осложнил он там движение?
Петр Бирюков: Не осложнил. И пассажиры пользуются им с огромным удовольствием: всего за полторы недели после начала движения проехало уже 240 тысяч человек.
Впереди - время посадок
Ну, а деревья на благоустроенных улицах снова начнете сажать со снегом?
Петр Бирюков: Деревья будем высаживать в ноябре-декабре. Так рекомендуют специалисты. Планируем высадить 5,4 тысячи деревьев в дополнение к 3,3 тысячи, посаженным в прошлом году.
В начале лета горожане волновались, приживутся ли липы на Тверской - они так долго стояли голыми, когда все остальные деревья уже выпустили листву...
Петр Бирюков: Признаюсь, я и сам очень переживал за них. Погодные условия той зимой были очень сложные. Их привезли в декабре, когда сразу начались сильные морозы и деревья получили термические ожоги. Потом возникла оттепель и приходилось каждый ствол укрывать как ребенка, чтобы не погибла кора. Их проливали, обрабатывали. Зато сейчас какие зеленые они стоят! Ни одного сухого сучка! Правильный уход - большое дело. Недаром из 8 тысяч деревьев, высаженных по программе "Моя улица" не прижилось за все три года всего 27 деревьев, хотя очень хорошей считается приживаемость в 85%. Но и при таком малом отходе город не понес ни копейки убытков - фирмы, выигравшие конкурс на посадку, берут на себя гарантию на три года и все не прижившиеся деревья заменяют за свой счет.
Предпочтение отдаете по-прежнему крупномерам?
Петр Бирюков: Да, на Садовое кольцо посадим черемуху, яблони, груши, которые не только красиво цветут, но у которых еще и красивые яркие плоды. А еще липы, клены, вязы лет 40-50...
На сколько же их хватит в таком возрасте в Москве с ее потоком транспорта и выхлопами газов от него?
Петр Бирюков: Надеюсь, надолго. Например, дубу на Тверском бульваре, вблизи Никитских ворот, у нас уже 300 лет. Есть такой же его ровесник и на северо-востоке столицы. А последний ураган, например, сломал 200-летние липы в парке Фили - сердце кровью обливалось, когда смотрел, как они полегли. Посадим новые и в Филях, и еще в 56 новых парках столицы. Их у нас на месте заброшенных пустырей год от года становится все больше. Например, на юге столицы, в Братеевской пойме уже заложенный парк в этом году увеличится еще на 60 гектаров. На севере благоустроили парк Левобережный, на северо-востоке - Сад будущего. В каждом из них обустраиваются пешеходные и велодорожки, пикниковые зоны и места отдыха у воды. Отличный парк получился в новом районе на Ходынском поле, на месте прежнего аэродрома.
Петр Павлович, Москва всегда считалась одним из самых зеленых городов мира. Почему же в ней вдруг возник дефицит зелени?
Петр Бирюков: Очень много деревьев вырубили, уничтожили, когда в 90-е годы началась в городе самовольная застройка, в ходе которой вчерашняя палаточка в людном месте вдруг превращалась в двух-трехэтажных торговый центр. Сегодня приходится восстанавливать порушенное.
Дворы на пути "Моей улицы" тоже продолжают благоустраиваться?
Петр Бирюков: С 2011 года по разу в Москве были благоустроены все 23 тысячи дворов. Но жизнь идет, и малые архитектурные формы, спортивные площадки, покрытие требуют обновления. В этом году, в частности, снова отремонтированы 3,5 тысячи дворовых территорий.
А в будущем году программа "Моя улица" продолжится?
Петр Бирюков: Думаю, да. Москвичи называют новые адреса, где ждут ее прихода. Например, жители Марьино обратились к Сергею Семеновичу с просьбой: у нас 300 тысяч населения, сделайте нам свои пешеходные улицы, хотим гулять неподалеку от дома. Мэр согласился, что это правильная постановка вопроса. Сейчас проект прорабатывается. Ждет благоустройства и население улиц Чертановской и Кировоградской на юге города - там в районах Орехово-Борисово, Зябликово и Братеево тоже проживает с полмиллиона горожан, а жители района Кузьминок просят благоустроить парк Кузьминки. Будем вместе с ними обсуждать, что им хотелось бы увидеть у себя.
Как программа "Моя улица" меняет облик Москвы