А в среду Ассоциация туроператоров России (АТОР) представит список мер, которые надо предпринять, чтобы не допускать больше такого "взлетного коллапса". Оказалось, чтобы получить право полетов за рубеж, компания предоставляла в Росавиацию бухгалтерскую отчетность, которая свидетельствовала о благополучном состоянии перевозчика, заявили в агентстве. Теперь, когда полеты почти остановились, собственник авиакомпании заявляет, что у него нет средств для продолжения перевозок пассажиров своими силами. В Росавиации подтвердили, что рассматриваются различные варианты, в числе которых введение антикризисного управления и отстранение существующего руководства от контроля за экономической деятельностью.
Решается и вопрос по отправке пассажиров. В течение двух дней авиавласти согласуют сетку расписания с участием перевозчиков, готовых оказать поддержку в перевозке пассажиров "ВИМ-Авиа". При этом в Росавиации заявляют, что "ВИМ-Авиа" полностью прекращает чартерные перевозки пассажиров к местам отдыха. А по регулярным рейсам сейчас идут переговоры с другими перевозчиками.
Что касается туроператоров, то в АТОР не смогли озвучить конкретные шаги по защите пассажиров чартерных рейсов. "Они согласовываются с участниками рынка", - рассказала "РГ" исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. Но АТОР уже направила в кабмин письмо, в котором просит вмешаться в ситуацию. Основная проблема: туроператоры не смогут сами вернуть в Россию столько туристов. "Все чартерные программы "ВИМ-Авиа" до конца сезона оплачены. Выделить средства на повторную оплату рейсов (не менее 10 миллионов долларов) без угрозы нарушения стабильной работы туроператоры сегодня не могут", - говорится в письме. Намерение минтранса вывезти всех вселяет надежду.
Есть страховка от невылета, которую используют в случае возникновения проблем у самого туриста. А может пора ввести страховку от невылета по вине авиакомпании, предлагают пользователи соцсетей. Но она не спасет, уверен исполнительный директор Клуба защиты прав туриста Федор Коробков. "Да, наступил страховой случай, но где мы найдем столько самолетов, сколько необходимо, допустим, в ситуации с "ВИМ-Авиа"?" - предупреждает эксперт. И все-таки, продолжает он, некоторые меры предосторожности можно принять. "Приобретая тур, посмотрите, прописан ли в договоре перевозчик или просто указано время вылета. Тем, кто хочет без проблем улететь и вернуться обратно, надо настаивать на регулярных рейсах. Только в этом случае будет максимальная гарантия того, что отпуск пройдет без проблем", - разъясняет Федор Коробков. Хотя эти билеты и дороже. Но зато будет больше возможности вернуть деньги за билет в случае форс-мажора и купить новый.
Печальный опыт других лет также показывает, что стоит обратить внимание на пунктуальность перевозчика, советуют другие эксперты. Информацию об этом можно найти на сайте Росавиации. Кроме этого, стоит просто почитать новости про него. О том, что у "ВИМ-Авиа" есть финансовые проблемы, шла речь еще в 2015 году. И еще. На международных направлениях надо заключать договор перевозки с авиакомпаниями, которые входят в международные альянсы перевозчиков. Здесь за пассажира отвечает больше авиакомпаний, причем из разных стран.
Рано говорить о полной остановке "ВИМ-Авиа"
Говорить об угрозе полной остановки полетов "ВИМ-Авиа" рано. "Минтранс ждет результатов проверки Росавиации на следующей неделе", - сказал замминистра транспорта Валерий Окулов.
Росавиация также сообщила, что пассажиров регулярных рейсов "ВИМ-Авиа" будут перевозить другие компании за счет госбюджета. Пассажиры чартеров полетят за счет внебюджетных источников. Этим займется новый менеджмент (временное руководство "ВИМ-Авиа").
Пассажиры "ВИМ-Авиа" застряли в аэропортах из-за задержек рейсов