Как ни странно, сегодня в школе по закону нельзя оказывать ученику медпомощь, в том числе - экстренную. Хотя медики в российских гимназиях, кадетских корпусах, институтах благородных девиц были с ХIХ века.
- К сожалению, в законе написано, что медицинская помощь может оказываться в стационарах, на дому, скорой медпомощью на улице. А вот про образовательные организации ничего не говорится. И это отсутствие двух слов в законе стало приводить к тому, что стала рушиться вся система оказания медпомощи в школах, - рассказала завлабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков профессор Ирина Рапопорт.
Что может измениться в законодательстве?
- Надо решить два важных вопроса - засчитывать льготный стаж медикам, которые работают в школах, смягчить требования к лицензированию медкабинетов в образовательных организациях, - высказала предложения член Комитета Госдумы по образованию и науке Алена Аршинова на круглом столе в "Российской газете", где обсуждалась эта тема. По ее словам, лицензировать медкабинеты сейчас практически невозможно.
К сожалению, сейчас требования к медкабинетам такие строгие, что школа иногда не в состоянии их выполнить. Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов, к слову, профессор, детский хирург, считает, что одновременно с этим надо дать право учителям оказывать первую медицинскую помощь. Сегодня они даже царапину помазать зеленкой ученику не могут. Все, что они могут сделать, это позвонить родителям и вызвать "скорую помощь".
- Я уверен, что каждый человек должен знать, кто такой Чайковский, Пушкин, и уметь оказывать первую помощь, - рассказал Дмитрий Морозов. - Надо усилить ответственность родителей за здоровье детей, прописав это в законе, пусть пока и мягко. Надо избавить педагогов от лишней нагрузки, связанной с анализом несчастных случаев, вернуть в школу стоматологическую помощь и привлечь к оплате труда школьных медиков средства фонда ОМС.
Представители минобрнауки обеими руками за возвращение медиков, но задают резонные вопросы, которые требуют ответов: какой должна быть квалификация медработников в школах и садах, каким будет график их работы, ведь многие школы сейчас работают по принципу полного дня? Как сделать их зарплату достойной?
- Особая забота - инклюзивные школы, где должны быть специалисты, которые знают особенности здоровья учеников, - подчеркнула заместитель директора департамента госполитики в сфере общего образования минобрнауки Жанна Садовникова.
Должен ли учитель знать диагноз ученика? "Учителю его знать не нужно. Но медик должен дать педагогу рекомендации по учебной и физической нагрузке для конкретного ученика", - считает ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев.
По его мнению, учитывая объединение школ, медик должен быть в каждом школьном здании. Условно говоря, если школа имеет пять корпусов, то в каждом должны быть медсестра или врач. При этом от сбора согласий и отказов от прививок медиков можно освободить. Это может сделать социальный педагог или психолог. Сейчас по нормам на одного медика может приходиться от 800 до 1200 школьников. Это слишком много.
Круглый стол на тему "В школу возвращается врач"