Власти Краснодарского края рекомендовали включать в расписание школ информационные пятиминутки. То есть раз в неделю собирать детей на короткие "летучки" для обсуждения истории, актуальных событий, памятных дат, праздников. А в Ульяновской области не только предложили вернуть политинформации в школу, но и открыть в Интернете специальную страничку для педагогов, где были бы собраны материалы на политические и международные темы. И в некоторых школах такие пятиминутки перед началом уроков уже проводятся.
Надо сказать, что возвращение в школу политинформаций обсуждалось еще три года назад в Госдуме. То, что сегодня у школьников есть потребность в получении достоверной и понятной информации о происходящем в стране и мире, - очевидно. Когда задумывались новые образовательные стандарты, предполагалось: каждый учитель - предметник на своих уроках сможет проводить параллели с содержанием учебника и сегодняшним днем. Условно говоря, на истории Средних веков в 6-м классе, объяснил бы, почему у России и некоторых азиатских стран так много общего. На уроках географии - каковы сегодня наши интересы в Арктике и зачем нам нужны ледоколы. А на русском языке доказывал бы на примере праславянского языка, что роднит Европу с Индией.
Скажем честно, "параллели" получаются не у всех педагогов. Требования аналитики очень высоки и не всем под силу. Кто не знает: учебник истории у нас по новым стандартам заканчивается в 10-м классе президентскими выборами 2012 года. На 11-й класс запланирован курс "Россия в мире". Но до сих пор не ясно, кто, как и что будет преподавать в его рамках. Между прочим, в прежние времена политинформации в школах проводили обычно историки. И не только для учеников, но и для педагогов.
Елена Коузова, заместитель министра образования и науки Челябинской области:
- На мой взгляд, эта инициатива хорошо приживется в школе. Сегодня дети могут получить в Интернете практически любую информацию. Однако вычленить главное, расставить акценты или попытаться дать оценку тем или иным событиям им не просто. Этому нужно учить, и краткие информационные пятиминутки под руководством педагогов могли бы восполнить этот пробел. У нас в некоторых школах уже вошли в обиход выпуски информационных листков, "радиоминутки" и другие формы политинформации. Решение о пятиминутках школы принимают самостоятельно - по согласованию с родителями и детьми.
Майя Борецкая, директор школы N 43 г. Ярославля:
- Я против таких пятиминуток - это лишняя нагрузка для детей. Наша школа работает в две смены, занятия начинаются в восемь часов утра, ребята едут из разных районов города. Это во сколько же надо детям приходить в школу, если делать такие "пятиминутки"? Каждую неделю во всех классах у нас и так проводится классный час, где и обсуждаются вопросы, какие мы считаем нужным донести до детей. Кроме того, какие-то серьезные события в стране и мире могут обсуждаться и на уроках. Например, на обществознании.
Юрий Коломейцев, политолог, руководитель Центра социальных инноваций "Черный куб":
- С введением информационных "пятиминуток" мы опоздали как минимум на двадцать лет. Я уверен: это неверный шаг.
Ольга Баланчук, директор гимназии N 47 г. Кургана:
- Мы не видим целесообразности вводить в гимназии такие "пятиминутки". У нас эта работа проводится давно и регулярно, но только в более подготовленном варианте, а не в режиме пятиминуток. Например, мы проводим единый урок, посвященный памятным историческим датам, широко отмечаем государственные и народные праздники. Актуальные события ребята с учителем в форме дискуссий обсуждают на классных часах. Кроме того, часто принимаем у себя интересных гостей. Например, накануне международного праздника Дня мира Юношеская библиотека провела беседу в третьем классе "Мир нужен всем". Ребята узнали об истории проведения праздника и его символах: голубе и колоколе. Даже "пятиминутку" надо тщательно готовить, грамотно и эмоционально провести, чтобы дети услышали и поняли, о чем речь. А если для "галочки", то смысла никакого.