Минсельхоз готовит поправки в Налоговый кодекс, согласно которым увеличиваются ставки сбора за вылов рыбы и других водно-биологических ресурсов. В результате, как предупреждают рыбодобытчики, оптовые и розничные цены могут вырасти примерно на 10 процентов. Насколько обоснованы опасения?
Илья Шестаков: Слухи необоснованные, это больше "пугалки" некоторых производителей. Мы предлагаем привязать ставку сбора к рыночной цене на рыбу. Мы посмотрели средние ставки по странам, где существуют похожие виды сбора, и решили заложить 4,8 процента от расчетной рыночной цены. Сейчас рыбаки по ставкам сбора пользуются 15-процентной льготой. Рыбаков пугает то, что мы практически полностью закрываем лазейку, которая есть в налоговом законодательстве, и позволяет им пользоваться этой льготой. Конечно, платеж за пользование поднимется, поскольку помимо роста самой ставки еще в шесть раз вырастут платежи из-за отмены льготы. Условно ставка сбора будет составлять 3,3 - 3,5 рубля на килограмм минтая при его цене в 80 рублей. Это ни в коем случае не 10 процентов, а гораздо меньше.
Лов кеты запрещен с 28 сентября из-за скудного урожая рыбы. Рыбозаводы заполнены икрой кеты лишь на 5 процентов, а год назад в это время было 50. В день запрета поставщики подняли цены на красную икру с 2,5 тысячи рублей за литр до 3 тысяч. Насколько в итоге вырастут цены на красную икру к Новому году?
Илья Шестаков: Икры достаточно, потому что объем добычи выше, чем в 2015 году, чуть ниже 2016-го, но в целом на среднем уровне за последние 10 лет. Икра будет и должна быть по той же цене, в которой она была в предыдущие годы, с учетом уровня инфляции.
Все, что касается Амура и Сахалина, это искусственно подогреваемая ситуация. Понятно, что у рыбы есть свои биологические циклы. Именно по Амуру и Сахалину подходы в этом году были не такие большие, зато у нас рекорд по Камчатке. В целом объем вылова красной рыбы незначительно выше 2015 года (лососевые считаются по нечетным годам). Те, кто говорит о том, что вырастут цены на красную рыбу или красную икру, нагнетают ситуацию. Никакого провала с точки зрения объемов нет. Вода теплеет, лосось сдвигается севернее, поэтому лучшие подходы на Камчатке и в Магаданской области.
Читатели требуют разрешить любительский лов омуля на озере Байкал. В чем смысл гоняться за человеком с удочкой, который поймает пять омулей?
Илья Шестаков: Правила, которые приняты с 1 октября, предусматривают запрет на вылов омуля только для промышленных рыбаков. А для рыбаков с удочкой, для любительской рыбалки такой вылов разрешен, но с некоторыми ограничениями.
Запасы омуля находятся в депрессивном состоянии. И запрет необходимо было вводить, чтобы этот запас сохранить. Такой запрет вводился и в Советском Союзе - в целом на 15 лет. Мы пока говорим только о трех годах. За это время проведем большую работу именно по воспроизводству байкальского омуля. В этом году выпустим в озеро большой объем мальков омуля плюс усиливаем работу рыбоохраны.
Читатели жалуются на платную рыбалку. Кто регулирует ценообразование на этом рынке и как бороться с теми, кто "приватизирует" общественные водоемы незаконно?
Илья Шестаков: Платная рыбалка для населения по закону может быть только на обводненных прудах и закрытых территориях. То есть там, где собственник пруда выпускает рыбу, а также на тех участках, которые еще остались у пользователей в рамках действующего закона, который был принят в 2009 году, помните, когда были массовые шествия рыбаков-любителей. Сейчас большинство участков, которые были розданы тогда под платную рыбалку, уже ликвидированы, но часть из них еще осталась и действует.
По сути сейчас задача нового законодательства вообще ликвидировать участки для платного рыболовства. Они останутся только там, где бизнес сам берет пруд в аренду, выпускает рыбу и оказывает услуги платной рыбалки. Контроля со стороны государства за прудовыми объектами не будет, потому что это все находится в рамках договорных отношений, пруды не являются водными объектами федерального значения. Контролировать можно только качество предоставляемых услуг и это будут рыночные отношения. А все остальное мы должны ликвидировать. У нас осталось1100 участков для платной рыбалки, которые были сформированы в этот период. Действие большей части договоров заканчивается в ближайшие годы, перезаключаться они не будут. Затем президентом был введен мораторий на формирование платных участков, и на всей остальной акватории у нас сейчас рыбалка бесплатная.
Полный текст делового завтрака читайте в ближайших номерах "РГ"
"Деловой завтрак" с руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым