Эти проблемы обсуждали на ХХ международной конференции руководителей автошкол.
Уже несколько лет говорится о серьезных проблемах в подготовке водителей. Реформа, которая должна была их устранить, только подкинула новые вопросы.
Для начала - о реформе. Введены новые категории прав, ужесточены требования к автошколам, усложнен порядок проведения экзаменов, введены проверки автошкол со стороны ГИБДД. В итоге статистика Госавтоинспекции показывает, что аварийность с участием начинающих водителей снижается. То есть автошколы стали готовить лучше, ГИБДД принимать экзамены стала строже.
Однако не все так просто. У нас с некоторой периодичностью вносятся изменения в Правила дорожного движения и в Кодекс об административных правонарушениях в части ответственности водителей.
Берем простейший пример. Изменились правила перевозки детей в автомобилях. Это произошло в июле этого года. Автошколы срочно меняют свои программы, чтобы их выпускники знали новые дорожные требования. Соответствующие поправки вносятся в билеты, а их готовят и распространяют отнюдь не сотрудники Госавтоинспекции. Буквально накануне подписывается указание Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения о внесении необходимых поправок в билеты. Но вот беда: приходит курсант на сдачу экзамена, отвечает в соответствии с правилами и получает оценку: "не сдал".
Оказывается, в Федеральную информационную систему, через которую принимаются экзамены по теории, необходимые изменения билетов не были внесены. И это стандартная практика по всей России. Причем изменения в ФИС были внесены лишь в конце августа. То есть месяц учеников учили действующим правилам, а на экзамене они должны были ставить заведомо ошибочный ответ.
У нас изменились способы оказания первой медицинской помощи и реанимации. Как сообщил "РГ" ведущий научный сотрудник ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Леонид Дежурный, в методических пособиях эти поправки учтены, но в экзаменационных билетах - нет. То есть от экзаменуемых заведомо требуют неправильных ответов.
Чего хотят автошколы? Быстрого реагирования на внесенные изменения в правила. Чтобы не приходилось ученикам объяснять, как надо действовать на дороге и, отдельно, как отвечать на вопросы билетов.
Реформа подготовки водителей предусмотрела такую вещь, как взаимоотношение автошкол с ГИБДД. То есть в некоторые автошколы на экзамен по теории и начальным навыкам управления сотрудники ГИБДД могут приходить. На автоматизированных автодромах эти два экзамена, сданные на квалификацию, зачитываются как экзамен на права. Но по такому принципу в стране работает только одна автошкола. В Челябинске. Все остальные сталкиваются с массой проблем.
Дело в том, что сейчас с будущего водителя взимается пошлина за выдачу водительского удостоверения. А экзамены принимаются бесплатно. В свое время МВД предлагало ввести пошлину именно за прием экзаменов. За теорию - тысячу рублей, за площадку - 1,5 тысячи и за город - 2 тысячи рублей. Однако минфину эта идея не понравилась. В итоге сейчас тем автошколам, которые хотят, чтобы на их площадках и на их автомобилях принимали экзамены, Госавтоинспекция выставляет кабальные договоры. В них указанно, что автошкола предоставляет свою площадку и свои автомобили для приема экзаменов ГИБДД безвозмездно и без ограничения времени. При этом содержать площадку и автомобили автошкола должна за свой счет. А когда она будет на всем этом учить своих собственных учеников - совершенно не понятно.
Также неясно, на каком таком безвозмездном основании ее площадкой и автомобилями будут пользоваться ученики других автошкол? Но проблема в том, что прием экзаменов у нас бесплатный, а экзаменаторов катастрофически не хватает.