Приложение скачивается с областного портала жалоб и предложений "Добродел" и позволяет делать снимки и видеоролики о нарушении правил парковки. "Но если на "Добродел" можно подать жалобу анонимно, то воспользоваться "Народным инспектором" смогут лишь те, кто зарегистрирован в единой системе идентификации и аутентификации (ЕИАС), проще говоря, на портале госуслуг", - рассказывает исполняющий обязанности министра государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Андрей Бородин. Система не разрешит подавать жалобы анонимно, чтобы у граждан не было соблазна слать соседские данные во все надзорные органы просто из мести. Не позволит она и редактировать картинки - менять с помощью фотошопа номер или марку машины, рисовать рядом запрещающие знаки или "сдвигать" авто на газоны. Активными для пользователей в приложении будут только две кнопки: "Снять" и "Отправить".
"На основе данных, которые человек соберет и отправит с помощью приложения "Народный инспектор", будут выписываться штрафы за нарушения правил парковки. По нашим оценкам, до 10 процентов подобных правонарушений будет пресекаться именно жителями", - отмечает Бородин.
По мнению разработчиков приложения, оно крайне необходимо: инспекторов Госадмтехнадзора, которые должны выявлять и штрафовать любителей парковаться на дворовых цветниках и детских площадках, у нас гораздо меньше, чем частного транспорта. И по некоторым дворам с детской коляской пройти давно уже проблематично.
В четверг правительство рассмотрит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым у любого гражданина появится возможность без проблем сообщить о чьем-то нарушении правил.
То есть его не будут вызывать для дачи показаний, не будут оформлять протокол и проводить расследование, чтобы выявить нарушителя. Принцип будет тот же, что и с автоматическими камерами фотовидеофиксации нарушений. Пришло соответствующее фото или видео, установлены место и номер машины, автоматически направлен штраф за нарушение. Предполагается, что правительство сегодня одобрит этот проект и направит его в Госдуму.
В 2014 году, после того как Федерация автовладельцев России предложила организовать общественный контроль в сфере безопасности дорожного движения, в Татарстане разработали и внедрили еще и ГИС "Народный инспектор". Проект, который финансируется за счет республиканского бюджета, быстро обрел популярность. К концу прошлого года мобильное приложение "Народный инспектор" установили более 80 тысяч человек. В сутки в систему поступает около 126 обращений. Как сообщил замминистра информатизации и связи РТ Тимур Зарипов, наибольшее количество регистрируется в категориях "парковка на тротуаре", "парковка в зеленой зоне", "непредоставление преимущества пешеходу". Один из местных даже установил своеобразный рекорд: за 2016 год он умудрился пожаловаться в "Народный контроль" и "Народный инспектор" свыше тысячи раз. Причем, по словам уполномоченного по правам человека в РТ Сарии Сабурской, из 1200 поданных им заявок 900 подтвердились.
Подготовила Ольга Кондрева, Казань