Объясняется такая скорость просто: обустраивать гектар Петру Федоровичу не пришлось. Дом, баня, помещения для скота, картофельное поле, грядки с овощами и все остальное, что нужно в личном подсобном хозяйстве, на этом участке существует уже много лет.
- Я еще в 1990-е годы помогал здесь другу, занимавшемуся животноводством. Но потом началась разруха, товарищу все надоело, и он решил поменять род занятий. А мне это дело пришлось по душе. Стал развивать подсобное хозяйство, вот только оформить документы на землю никак не доходили руки. Слишком много времени требовало собирание справок, а тут каждый день на счету.
Так Петр Федорович и жил с супругой. Но странное дело получалось: вроде бы все на этой территории свое, а вот сама земля - непонятно чья. В любой момент к Лейманам мог прийти какой-нибудь чиновник и заявить, что они здесь - на птичьих правах.
Впрочем, никто об этом Лейману и не напоминал. Более того, в 2011 году на традиционной южно-якутской осенней ярмарке ему даже присудили звание "Фермер года", хотя формально фермером он никогда не был.
- Но все равно не очень приятно, когда хозяйство есть, а законного фундамента под ним нет. Поэтому, как только пошли разговоры про "дальневосточные гектары", поехали мы с супругой в Нерюнгри узнавать, что да как. А когда поняли, что у нас появилась наилучшая возможность узаконить землю, сразу подали заявки, - говорит Петр Федорович.
Нерюнгринский район в Якутии был выбран для раздачи участков в качестве пилотного. По новым правилам, выделять землю вблизи крупных населенных пунктов запретили. А хозяйство Петра Федоровича - всего в четырех километрах от города Нерюнгри и в двух - от поселка Серебряный Бор! Подал бы заявление на несколько дней позже, когда эти правила уже заработали, так и остался бы без документов на участок.
Хозяйство у Лейманов обширное. Большой огород, коровы, свиньи, табун лошадей, другая живность. Излишки продукции, а также лесные ягоды, которыми изобилуют эти края, супруги сбывают на рынке.
Нередко горожане и сами приезжают к ним, чтобы купить свежие молочные продукты.
- Мы даже сыр делаем. На жизнь хватает, хотя содержание животных влетает в копеечку, потому что кормовые культуры в нашем краю не растут. Сено завожу аж из Амурской области. В год на одни только корма уходит полтора миллиона рублей, - рассказывает Лейман.
Супруги живут хоть и в стороне от крупных населенных пунктов, но далеко не отшельниками. У них трое соседей. Все занимаются разведением сельскохозяйственных животных. Многие другие участки в округе тоже за кем-то закреплены, но их хозяева приезжают разве что летом на шашлыки.
- Раньше возле нас автобусная остановка была - убрали. Мол, мало народу сюда ездит. А с чего здесь многолюдью-то взяться? Электричества нет - крутим генератор. Дорогу зимой чистим с соседями сами. За дровами ездим за 15 километров, хотя рядом - горельник. Заготавливать там дрова разрешают только предпринимателям, выигравшим конкурс. Если бы местные власти помогали обустраивать территорию, глядишь, тут стало бы побольше народу, - говорит Петр Федорович.
Правительство Якутии уже определилось, к каким "дальневосточным гектарам" в первую очередь будут подводить дороги и линии электропередачи. Коммуникациями планируется обеспечить территории, где между гражданами компактно распределены десятки земельных участков. В перспективе там появятся новые села.