Это испытание традиционно является заключительным и решающим. Именно по его итогам определяется абсолютный победитель конкурса.
В этом году в финал конкурса вышли историк Илья Демаков из Санкт-Петербурга, филолог Анастасия Мингачева из Димитровграда, биолог Иван Смирнов из Москвы и два математика - Алмаз Хамидуллин из Казани и Владимир Пономаренко из Самары.
В чем разница между единым и единственным учебником? Из чего складывается единое образовательное пространство? Если мы признаем необходимость единого образовательного пространства и единых требований к учебникам и учителям, может быть зарплата во всех регионах тоже должна быть примерно одинаковой? Нужна ли новая система карьерного роста для педагогов? На эти вопросы финалисты пытались найти ответы.
Филолог Анастасия Мингачева из Димитровграда считает, что правильнее было бы говорить не о едином, а о цельном пространстве. Из чего оно будет состоять? Финалисты назвали несколько важных элементов: содержание, учебники, учителя, единая система оценки и доступность.
- Сейчас есть школьный компонент, который в некоторых регионах значительно отличается. Надо подумать о том, как сделать так, чтобы ученик, приезжая, скажем, из сельской школы одного региона в городскую школу другого, мог без проблем там учиться, - говорит Владимир Пономаренко из Самары.
В школах должно быть не больше 2-3 линеек учебников, в том числе - для углубленного уровня. С этим согласились все финалисты. Но как в линейках учесть региональные особенности? "Это можно сделать в электронных учебниках"- предложил Иван Смирнов.
Что касается зарплаты, то тут мнения разделились. Одни сказали, что зарплата всех учителей должна быть примерно одинаковой, если они ведут одинаковое количество часов по одинаковой программе. Другие возразили: Россия - большая страна, на Ямале полгода - полярная ночь и учителя, которые работают в таких условия - почти герои. "Они должны получать гораздо больше!" - уверен Алмаз Хамидуллин из Казани.
- Я благодарна конкурсантам за то, что они говорили о необходимости горизонтального роста для педагогов, ценностных ориентирах, здраво оценивают, что школам необходимо 2-3 линейки. Недавно я услышала хороший пример от одного из маститых педагогов: в фигурном катании есть обязательная, произвольная и показательная программы. В школе - примерно так же. К сожалению, в последние десятилетия получилось так, что мы перепрыгивали через ступеньки. И сейчас снова должны вернуть все три, - обратилась министр к финалистам конкурса.
Имя абсолютного победителя назовут в среду вечером в Кремле.