Такой прогноз дает Аналитический центр (АЦ) при правительстве РФ в ежемесячном энергобюллетене. Сценарий составлен исходя из сохранения текущей госполитики стимулирования спроса и темпов расширения сети электрозаправочных станций (ЭЗС).
По данным "Автостата", в 2015 году в России продали всего 116 электрокаров, в 2016-м - 83. Продажи гибридов чуть выше, но общей картины не меняют, так как всего в структуре реализации автомобилей в России не более двух процентов приходится на машины, работающие на альтернативных источниках (метане и электричестве).
В январе-июле этого года активность в сегменте снова выросла: россияне приобрели 39 новых электрокаров, что на 18 процентов больше, чем годом ранее. Собственников "зеленых" машин эксперт АЦ Святослав Пих называет автолюбителями-энтузиастами: "Экономической выгоды в этом нет, и чаще электромобили приобретаются как второе авто для внутригородских поездок, по экологическим причинам или из-за индивидуальных предпочтений". В любом случае, все упирается в цену.
Рост числа электромобилей до прогнозируемого уровня может сформировать дополнительный спрос на электроэнергию в размере 0,6-0,9 миллиарда кВт*ч, но подключение большого количества электромобилей в сеть для зарядки в часы пиковой нагрузки может превысить потребности в мощности. "В отдельных регионах это потребует комплексного развития сетей ЭЗС, а также возникнет необходимость в качественно другой электросетевой инфраструктуре", - говорится в бюллетене.
"В России, учитывая качество дорог и климат, важно создать надежную сеть электрозаправок на основных туристских магистралях, чтобы дать "пионерам", иностранным туристам и "прогрессивным богачам" шанс на дальние переезды в новых автомобилях", - призывает главный советник руководителя АЦ Леонид Григорьев. Претворить такие меры в жизнь получится лишь в случае прорыва в технологиях производства аккумуляторов, который сделает поездки на дальние расстояния дешевле, добавляет Святослав Пих.
Помочь наращиванию числа ЭЗС должно было постановление правительства, которое с ноября прошлого года обязало АЗС устанавливать станции быстрой зарядки электромобилей. Но за нарушение правил не прописаны штрафы, поэтому количество АЗС с ЭЗС остается минимальным - чуть больше сотни, следует из данных платформы Plafocha.
Если электромобили станут экономически конкурентоспособными относительно бензиновых и дизельных легковых авто во всем мире и будет интенсивно развиваться необходимая инфраструктура, то, по прогнозу Bloomberg, доля электрокаров в 2030 году в среднем может составить семь процентов всего автопарка. "В связи с этим в России может возникнуть необходимость провести куда более масштабную работу по модернизации и оптимизации работы энергосистемы, чтобы удержаться в глобальном тренде развития транспорта, так как электроэнергетический сектор, вероятно, станет одним из узких мест для масштабного роста парка электромобилей", - заключают в АЦ.