Внешне музей очень похож на современный краеведческий, но есть у него особенность: каждый экспонат, будь то старинные одежда, утварь, письма, фотографии, сопровождает воспоминание из жизни реального человека. Истории можно не только читать, но и слушать в исполнении самих рассказчиков. Специально для этого в музее оборудовали мультимедийную зону. Надел наушники, и ты уже в мире воспоминаний пожилых людей, которые с теплотой говорят о своей малой родине и жизни на ней.
- Помню, мы молодыми вдоль по улице ходили, пели, когда домой возвращались. Я медсестрой работала, один раз даже концерт давала. Все сами ставили, а я всегда запевалой была. Не забуду это. Когда на работу шли, говорили: айда, Соня, запевай, - вспоминает свою молодость жительница деревни Ыжнюк Софья Корепанова.
Сейчас населенный пункт стал заброшенным. Там нет электричества, и только освященный давным-давно ключ продолжает течь. Однако часть домов еще стоит, и летом в них живут пасечники. Бывшие жители по-прежнему приезжают в Ыжнюк, собираются вместе. Для встреч даже оборудовали специальную беседку. Ходят по улицам и вспоминают свою молодость, интересуются, кто и как живет сейчас. Говорят, что многие выходцы из их деревни - это воспитатели, учителя, медики. Вспоминают, что в последние месяцы жизни населенного пункта по улицам Ыжнюка даже бегали лисы.
На создание музея исчезнувших деревень ушел год. Затраты составили четыре миллиона рублей, из них 3,3 миллиона - это грантовые средства, еще 700 тысяч предоставил Игринский район. Дизайн концепции музея разрабатывали самарские студенты. Основана она на одном из символов Удмуртии - цветке италмас.
Однако на одном музее в Сепе решили не останавливаться. В следующем году здесь создадут проект музейного квартала, чтобы деревня, в которой сейчас живут около 450 человек, могла в дальнейшем участвовать в конкурсах на попадание в республиканские и федеральные программы по развитию территорий и вошла в число главных туристических маршрутов Удмуртии.
- Мы поддерживаем создание музеев нового типа. У нас в силу разных обстоятельств сокращается и будет сокращаться доля сельского населения, уменьшаться количество деревень, возникает риск утраты этой памяти, утраты идентичности себя как человека, принадлежащего к деревне, - прокомментировала директор программ благотворительного фонда имени Потанина Ирина Лапидус. - То, что мы сделали в Сепе, - это попытка отработать модель, как эту память можно сохранить. Это невероятно трепетные истории, которые очень сильно задевают местных жителей.
Владимир Соловьев, министр культуры и туризма Удмуртии:
- Я рассказал про музей своим коллегам - министрам культуры других регионов, у всех появилось огромное желание приехать в Удмуртию, так как проект, который сегодня делает первые шаги, уникален для всей России. Я уверен, что в дальнейшем он будет проецироваться на все муниципальные образования, на все регионы страны. Я думаю, что у Игринского района есть все шансы стать одной из точек притяжения туристов.