"С начала текущей недели полеты практически прекращены. Остались единичные регулярные рейсы в города Дальнего Востока, которые будут выполняться по отдельным дням до 15 октября. С 16 октября все перевозки будут полностью завершены", - отметили в Минтрансе. При этом оперативный штаб, который возглавляет глава ведомства Максим Соколов, продолжит свою круглосуточную работу до окончания всех перевозок авиакомпании "ВИМ - Авиа".
Так пассажиров регулярных рейсов перевозили за счет федерального бюджета. 28 сентября Правительством РФ было подписано Распоряжение о выделении 98 миллионов рублей на решение сложившейся ситуации. Как пояснил "РГ" президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, пассажиров регулярных рейсов в случае приостановки деятельности авиакомпании застрахованы по постановлению правительства от 2009 года. Другие перевозчики обязаны перевезти пассажиров авиакомпании-банкрота.
Компенсацию они получат в форме субсидий из федерального бюджета, напомнил Тасун. Именно поэтому он считает, что механизмов финансирования перевозок пассажиров перевозчика-банкрота достаточно. Что касается чартерных перевозок, то они были из внебюджетных источников. По словам Тасуна, по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.
Получается, что туроператор несет риски, если выбирает перевозчика с нестабильным финансовым состоянием, добавил Тасун. И в ситуации с "ВИМ-Авиа" вывоз туристов велся за счет средств туристического кризисного фонда, пояснил Тасун. "Туроператор всегда выбирает перевозчика, который выставляет цену ниже. И когда мы как клиенты приобретаем тур, стоимость перевозки мы не знаем. Все идет в едином пакете. Чем больше он сэкономит на перевозке, тем больше у него будет прибыль", - согласился главный редактор портала "Авиа.ру" Гусаров.
При этом в первые дни остановки "ВИМ-Авиа" проблемы были не только с финансированием перевозок, но и с нехваткой самолетов и пилотов. Борта перевозчика стояли под арестом за долги в аэропорту "Домодедово". В такой сложной ситуации Соколов принял решение о приостановлении завоза туристов авиакомпанией "ВИМ-Авиа". Приоритетом стал возврат туристов и пассажиров с просроченной датой вылета. Пассажирам, дата вылетов которых еще не наступила, было предложено сдавать билеты.
В качестве других первоочередных мер было снятие ареста с девяти самолетов "ВИМ-Авиа" и перебазирования их во Внуково. Кроме этого возобновилась заправка и обслуживание самолетов с учетом уборки и доставки бортового питания. Воздушные суда, подчеркивают в Минтрансе, с этой даты, вывозившие туристов, не были задержаны ни в одном российском или зарубежном аэропорту. "Министром транспорта Соколовым достигнуты договоренности с руководством крупнейших топливных компаний - Роснефть, Лукойл, Газпромнефть и другими о бесперебойной заправке воздушных судов, выполняющих перевозку пассажиров и туристов "ВИМ-Авиа", а также с руководством российских аэропортов о бесперебойном обслуживании таких воздушных судов", - отмечается в сообщении ведомства.
Министр выражает огромную благодарность губернаторам, руководителям и ключевым специалистам авиакомпаний, аэропортов, туроператоров, топливных компаний, зарубежным авиационным властям и всем тем, кто принимал участие в вывозе пассажиров "ВИМ-Авиа". "Все обещания и достигнутые договоренности были выполнены в сжатые сроки, за это всем большое спасибо!" - заявил М. Соколов.
С 28 сентября были объединены усилия оперативных штабов Минтранса и Ростуризма. С 30 сентября к работе Штаба оперативно подключились компании - туроператоры, которые для вывоза туристов из России к местам отдыха переоформляли билеты своих клиентов на рейсы других российских и иностранных перевозчиков, напомнили в ведомстве.