09.10.2017 14:05
Экономика

Российскую нефтяную промышленность переведут в "цифру"

Цифровые технологии трансформируют нефтегазовую отрасль
Текст:  Кира Камнева
Российская газета - Спецвыпуск: Горная промышленность №228 (7394)
Эффективность добычи нефти и газа на месторождениях Западной Сибири ежегодно уменьшается на 4-5 процентов, посчитали в минэнерго. Повысить отдачу и оптимизировать процесс бурения помогут цифровые технологии. "Подрывные инновации", то есть те, которые делают традиционные решения неконкурентоспособными, должны стать основой цифровой трансформации нефтегазовой отрасли, считают в Ernst&Young. Пока же, по оценкам компании, на них сосредоточены лишь 10 процентов ключевых проектов в российской нефтянке.
Читать на сайте RG.RU

Некоторые компании внедряют новые технологии уже несколько лет. В 2008 году "умные месторождения" были запущены компанией "Салым Петролеум Девелопмент Н.В.", в качестве пилотных были выбраны две площадки на Западно-Салымском месторождении. Проект направлен на оптимизацию нефтедобычи и повышение нефтеотдачи скважин, снижение затрат на эксплуатацию. Благодаря внедрению новых технологий добыча выросла в среднем на 2-2,5 процента в год, сократились внеплановые простои. В среднем на 15-20 единиц увеличилось и число скважин, которые обслуживает один оператор по добыче.

В компании "Татнефть" в 2016 году был создан центр геолого-технических мероприятий, где моделируются решения, повышающие нефтеотдачу пластов. Также в компании работает центр моделирования, созданный для оптимального проектирования разведки и разработки геологических объектов, объективной оценки аккумулированных в них запасов. Все скважины эксплуатационного бурения 2017-2018 годов снабжены моделями с расчетом прогнозных показателей работы.

Как современные технологии повышают эффективность горной промышленности

В направлении развития и внедрения технологии интеллектуального месторождения сейчас движутся практически все добывающие компании, особенно в секторе нефтегаза, рассказал директор по работе с ключевыми заказчиками в нефтегазовой сфере Schneider Electric в России и СНГ Михаил Черкасов. Также, по его словам, широко применяются технологии энергоэффективности. "В последние годы компании рассматривают возможность использования возобновляемых источников энергии и их более широкого применения для добывающей отрасли с помощью концепции smart field", - отметил эксперт.

Все больше говорят и о внедрении технологий промышленного Интернета вещей. В процессе бурения, например, они позволяют собирать со встроенных в бур датчиков и сенсоров информацию о работе оборудования, строить модели дальнейших действий, предлагать решения для различных нештатных ситуаций, рассказал заместитель генерального директора компании КРОК Александр Лопухов. Также можно автоматически планировать техническое обслуживание оборудования и оптимизировать затраты, опираясь на данные по его наработке, а не на рекомендованные сроки регламентных работ. "Интернет вещей подходит для мониторинга экологической ситуации - контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ (нефть, бытовые стоки, буровой раствор) в окружающую среду, установленными лимитами и нормативами, а также для сбора информации о состоянии окружающей среды в районе геологоразведочного бурения", - добавил Лопухов.

Внедрение Интернета вещей тесно связано и с использований big data. Добывающие компании уже работают с системами обработки больших данных, однако, по словам Михаила Черкасова, эта технология недостаточно развита в России. "У нас строятся центры обработки данных под нужды компаний, но пока разговор об эффективном использовании big data и Интернета вещей в большей степени западная тема. В России над этим думают, но каких-то глобальных трендов пока не видно", - полагает эксперт. С тем, что big data не внедряется на широком промышленном уровне, согласился и Александр Лопухов. По его словам, еще рано говорить о каких-то новых бизнес-процессах, которые эта технология может породить. Однако уже точно можно сказать, что благодаря big data все традиционные методы по исследованию и добыче полезных ископаемых сейчас внедряются во много раз быстрее, а их результаты более достоверны.

В направлении внедрения технологии интеллектуального месторождения движутся практически все добывающие компании

У предприятий добывающей промышленности всегда было много данных, а цифровизация наращивает эти данные в режиме онлайн. ИТ-компании ждут роста запросов на создание и оптимизацию хранилищ данных, экспресс- и онлайн-аналитику. Цифровизация влечет за собой и новые требования к передаче полученной информации. Многим добывающим компаниям необходимо использовать спутниковую связь, которая ограничивает возможности онлайн-процессов. Как рассказал Александр Лопухов, в 2016 году КРОК оптимизировал сетевой трафик и повысил скорость его прохождения в дорогостоящих спутниковых каналах связи в 2,3 раза. Стоимость мегабита снизилась, передача большого объема данных с плавучей буровой платформы в береговой центр обработки данных нефтедобывающей компании стала проходить без задержек и технологических осложнений.

Внедрение технологий меняет и требования к персоналу добывающих предприятий. Чем выше уровень роботизации, тем меньше людей нужно. Однако растет спрос на сотрудников, которые могут программировать роботов, создавать необходимые алгоритмы для них. Например, раньше проведение измерительных работ на месторождениях обеспечивали разные специалисты, порой рискуя жизнью. Теперь технология оптоволоконного мониторинга позволяет с помощью специального кабеля контролировать географически протяженные объекты в режиме реального времени, рассказал Александр Лопухов. Это защищает объект от несанкционированного вторжения, повышая безопасность и эффективность его работы. "Эта технология отечественная, она, помимо прочего, экономит еще и фонд оплаты труда", - заключил эксперт.

Нефть и газ