Напомню, "Коляда-театр" тоже родился из идеи дать сценическую жизнь пьесам учеников Николая Коляды. Теперь сочинения Сигарева, Васьковской, Богаева, Богачевой, Пулинович, Батуриной, Васильевой, Шергина ставятся в России и за рубежом, уральская драматургическая школа стала знаменита. От "Коляда-театра" отпочковались Центры современной драматургии в Екатеринбурге, Тюмени, Омске… На днях такое культурное посольство уральских талантов возникнет в Москве.
О том, как он отважился на новую авантюру, Николай Коляда рассказал обозревателю "РГ".
- Предложение открыть москвичам новые уральские пьесы поступило от бывшего актера нашего театра Олега Билика: еще очень многих талантливых ребят страна просто не знает, их пьесы никто не ставит. Так возникла идея московского филиала, который Билик теперь возглавляет в роли директора. Чтобы собрать команду, объявили кастинг. И оказалось, что в Москве десятки тысяч безработных актеров - приезжают со всей России в надежде, что понадобятся какому-нибудь театру. На собеседование пришли более трехсот человек, отобрали 38. И затем почти год шли поиски помещения и оформление документов. Посмотрели множество Дворцов культуры, подвалов - везде аренда немыслимо дорогая. Написал в Министерство культуры просьбу помочь - отказали. И тут нашелся Театр труда на Петровке. Его директор Елена Лазько регулярно смотрит наши гастроли в Центре на Страстном, и она установила более приемлемую для нас плату. Это помещение в самом центре Москвы, оно не очень театральное, но там уже можно создать необходимые условия - нам, как говорится, не впервой: мы где только не играли!
На днях встретились с будущей труппой - у всех горят глаза, все хотят работать. И уже 20 октября мы начинаем сезон спектаклем "Коляда-театра" "Старая зайчиха": приедут исполнители главных ролей Тамара Зимина и Сергей Федоров. 21 и 22 октября пойдет спектакль "Ба", в главных ролях Василина Маковцева и Тамара Зимина, в остальные роли введем москвичей, артистов Театра новых пьес. Мы хотим таким образом "замесить тесто" - показать новым актерам нужный способ существования на сцене, задать уровень. В эти же дни пройдут читки новых пьес и уже завоевавший в Москве популярность "Суп-театр".
В Екатеринбурге меня уже спрашивают: что, уезжаете от нас? Никуда я не уезжаю, но ведь хочется помочь моим ученикам. Просто жаль, когда такие невероятно талантливые люди, как Игорь Колосов, Евгения Киселева или Катя Васильева, пишут пьесы, их обсуждают на фестивале в Любимовке - и все уходит в песок. А художнику похвала необходима, как канифоль для скрипки. Писать "в стол" - смерть для драматурга. Поэтому будет новый театр, и я буду прилетать регулярно, благо - близко, всего два часа полета.
Среди московских актеров будущего театра есть очень известные. Например, замечательный Сергей Мухин, игравший Леху в "Пластилине" - спектакле Центра драматургии и режиссуры. Сейчас он не работает ни в каком театре, хочет играть у нас…
Вообще, через все это я уже проходил. "Коляда-театр" тоже когда-то открылся в подвале, пришло 15 человек на зарплату в 500 рублей, иногда в зале сидели пять-шесть зрителей. Но мы продолжали играть, и потихоньку дело пошло: к нам стали ходить люди. Я сказал актерам: потерпите, все у вас будет - и гастроли, и слава, и зарплаты нормальные. И сейчас снова говорю: потерпите - все будет. Я вам обещаю, потому что уже ходил по этой дороге. "Коляда-театр" начинался с 15 человек - сейчас в нем 120, получают приличную зарплату, и у них интересная творческая жизнь: объездили всю Европу, играли в парижском "Одеоне", даем по 70-75 спектаклей в месяц, и всегда аншлаги. А начинали вот так же - с нуля, и никто в нас не верил. Я сжимал зубы и твердил: я вам докажу, собаки!
Теперь в Екатеринбурге сложилась команда, которая прекрасно справляется, когда я уезжаю. Вот скоро полечу в Польшу ставить "12 стульев", и все заработанные деньги пойдут на новый театр. На ежедневный режим в ноябре еще не выйдем, конечно. Театр труда дает нам в ноябре 15 дней, в декабре, возможно, даст больше. Играть будем "Старую зайчиху", "Ба", "Большую советскую энциклопедию" и две премьеры с участием уже только московских актеров: "Русскую смерть" Ирины Васьковской и "Фиолетовые облака" Анжелики Четверговой. Ставит главный режиссер Театра новых пьес, ученик Женовача Владимир Смирнов.
В январе "Коляда-театр" приедет на гастроли в Москву, и я начну с москвичами репетировать большую пьесу. Но я не думаю, что мы в Театре труда будем вечно - может, на нас обратят внимание и дадут нам какой-нибудь ДК или подвальчик. Неужели в Москве подвалов мало! Мы все отремонтируем, приведем в порядок - но чтобы это было наше и только наше.
А пока всех моих московских друзей позову на открытие театра 20 октября. Угостим пирогами, общением и спектаклем "Старая зайчиха".