К транспортировке арки весом 5500 тонн готовились полтора месяца. Во-первых, учли все нюансы, подсказанные аналогичной августовской операцией, когда на место поставили железнодорожную арку. Во-вторых, мелководный маршрут плавсистемы углубили до четырех-восьми метров. Наконец на завершающем этапе готовую к перевозке арку сняли со стапеля на керченской технологической площадке, где ее собирали целый год. После этого с помощью элементов тяг и толкающих устройств конструкцию передвигали почти 140 метров к месту погрузки на плавучие опоры. Строители с гордостью называют технические параметры и количество элементов конструкции, которые собрали в красавицу-арку: 44 гибких троса между основанием и сводом, 175 тысяч болтов, 46 тысяч литров белоснежной краски.
Вчера рано утром, когда Керчь-Еникальский канал был закрыт для движения судов, арку спустили на плавучую систему и буксирами потянули к месту монтажа. В этом процессе участвовали более 100 человек - это экипажи судов, инженеры, специалисты в области навигации и позиционирования, электромеханики, водолазы и другие.
Если до фарватера плавсистему тянули головной буксир мощностью более 3000 лошадиных сил и буксиры-толкачи, то в створ между опорами арку завели с помощью якорей и тросов. Операция заранее просчитана до мелочей. Для оперативного мониторинга погоды на арочном пролете работали метеостанции - они замеряли скорость и направление ветра, барометрическое давление, видимость, высоту, волнение моря, осадки.
После того как плавсистему зафиксируют между двумя опорами, начнется самый ответственный этап морской операции - подъем арки на опоры, где она займет свое место рядом с железнодорожной. Монтаж арки на опорах займет около месяца, но уже в шесть часов утра 14 октября судоходство в Керчь-Еникальском канале должно возобновиться.
- Автодорожное арочное пролетное строение интересно прежде всего своим месторасположением, - говорит Сергей Лютый, главный инженер проектов "Института Гипростроймост - Санкт-Петербург". - Сейсмичность участка строительства достигает 8-9 баллов. Но даже при землетрясении с аркой не произойдет ничего плохого, потому что конструкции запроектированы с хорошими запасами. От сброса пролетного строения в воду при землетрясении будут защищать два мощных сдвиговых упора. Керченский регион также славится своими сильными ветрами, особенно в период штормов. Для борьбы с таким явлением мы предусмотрели в конструкции обтекатели, которые рассеивают ветровые потоки и уменьшают давление ветра на боковые поверхности арки.
Кстати
Сейчас готовность Крымского моста оценивается в целом 40-45 процентов. В частности, сделано 90 процентов свай автодорожного и железнодорожного моста. Из 595 опор готовы более 400. Из 593 пролетных строений собрано больше 250. То есть строители строго соблюдают график и даже опережают его.
Завершена установка автодорожной арки Крымского моста