Наталья Николаевна, что конкретно изменится в программе ОМС на 2018 год по сравнению с 2017-м?
Наталья Стадченко: Действительно, проект Программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов содержит ряд новых положений. Продолжается корректировка Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП). Шесть методов из раздела II, который содержит перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС, перешли в раздел I, содержащий все виды ВМП, включенные в базовую программу ОМС. Их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенции из бюджета ФФОМС территориальным фондам. Программа госгарантий дополнена положением о том, что за счет бюджетных ассигнований из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места фактического проживания до места получения медицинской помощи и обратно. Вводится оплата по подушевому нормативу и для больниц, в составе которых есть поликлиники. Причем такой вид оплаты будет производиться по всем видам и условиям предоставляемой медицинской помощи.
Важные нововведения будут в оказании лекарственной помощи. Так, в программе госгарантий появилось требование о том, что в списке лекарственных препаратов, утверждаемом территориальной программой, должны содержаться абсолютно все препараты из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Еще одно значимое изменение касается наркотических и психотропных средств. Ранее их можно было получить только по месту жительства пациента. Теперь этот "приписной" принцип отменяется, получить лекарства можно будет в регионе фактического пребывания.
Оплата препаратов в этом случае происходит в рамках межбюджетных отношений.
Пациенты часто жалуются на то, что каких-то видов медицинской помощи приходится долго ожидать. Что изменится тут?
Наталья Стадченко: Продолжается конкретизация Программы госгарантий и в части установления сроков ожидания медицинской помощи. Документ расширен новым нормативом: предельные сроки ожидания специализированной медицинской помощи для пациентов с онкологическими заболеваниями не должны быть более 14 календарных дней с момента установления диагноза. В современной системе здравоохранения сейчас большое внимание уделяется профилактической составляющей и реабилитации. Поэтому предусмотрено существенное увеличение средних нормативов объемов медицинской реабилитации, а также увеличены нормативы финансовых затрат на один койко-день реабилитации в стационарных условиях - из расчета не менее 70 процентов от стоимости койко-дня госпитализации в стационаре. Но это лишь часть изменений, вносимых в программу госгарантий. Однако и она существенно расширяет возможности для каждого пациента, доступность медицинских услуг и лекарственного обеспечения повышается. Именно эти принципы и являются базовым в пациентоориентированной модели здравоохранения.
Всегда ли медицинская помощь по программам ОМС доступна для россиян, если они находятся на территории других регионов?
Наталья Стадченко: Безусловно. Если человек поехал в отпуск на море или отправился в командировку, это не значит, что он лишается возможности бесплатной медицинской помощи.
С полисом ОМС каждый застрахованный может обратиться в любое медицинское учреждение. Отказ в приеме у врача является прямым нарушением законодательства и поводом для жалобы своему страховому представителю. Законом предусматривается механизм межтерриториальных расчетов за медицинскую помощь застрахованным, оказанную им за пределами территории "своего" региона.
Есть ли жалобы на то, что в помощи отказали, ссылаясь на то, что полис выдан "не в нашем регионе"?
Наталья Стадченко: В последнее время жалобы на несвоевременное оказание специализированной, в том числе и высокотехнологичной медицинской помощи, к счастью, поступают нечасто. Процесс организации оказания медицинской помощи отработан и совершенствуется год от года. С 2016 года в системе ОМС сформирован институт страховых представителей, благодаря которому у каждого застрахованного есть право на информационное сопровождение на всех этапах оказания им медицинской помощи.
Жалобы на лекарственное обеспечение в первом полугодии снизились по отношению к тому же периоду прошлого года на 0,5 процента.
Кроме того, министерство здравоохранения создало систему учета, в которой в режиме онлайн осуществляется сбор информации об этапах оказания ВМП. Например, можно получить информацию о наличии медицинских показаний для оказания ВМП, дате госпитализации, а также о ее результате ("без перемен, улучшение, выздоровление" и др.).
Однако в случае поступления жалоб, Федеральный фонд ОМС в индивидуальном порядке совместно с органами управления здравоохранения и территориальными фондами рассматривает обращения в соответствии с действующим законодательством и с последующим ответом заявителю.
Каковы перспективы внедрения в нашей стране системы лекарственного страхования? Можно ли прогнозировать конкретные сроки?
Наталья Стадченко: И Минздрав России, и Федеральный фонд ОМС работают над задачей повышения доступности лекарственного обеспечения. У нас есть понимание, что наилучшее решение лежит в плоскости внедрения лекарственного страхования. Сейчас мы интенсивно работаем в этом направлении. Однако на сегодняшний день источник финансового обеспечения лекарственного страхования до конца не определен. Поэтому говорить о предполагаемых механизмах решения задачи лекарственного обеспечения несколько преждевременно.
Есть понимание, что наилучшее решение проблемы доступности препаратов лежит в плоскости внедрения лекарственного страхования
Финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в рамках базовой программы ОМС ежегодно увеличивается. Если в 2014 году размер финансового обеспечения составил 28,6 миллиарда рублей, то в 2016 году - 63,1 миллиарда, то есть финансирование увеличилось более чем в 2 раза.
Утвержденная стоимость ВМП в рамках базовой программы ОМС на 2017 год составляет 69,0 миллиарда рублей. Значительный размер финансового обеспечения (более 80% от процентов бщего объема использованных средств) направлен на оплату ВМП по профилям сердечно-сосудистая хирургия (12,5 миллиарда рублей), травматология и ортопедия (5,1 миллиарда), онкология (3,9 миллиарда), неонатология (2,6 миллиарда), офтальмология (2,4 миллиарда). Средняя стоимость одной госпитализации при оказании ВМП в целом по Российской Федерации в 2017 году составляет 145,9 тысячи рублей. При этом и тарифы на ВМП в рамках ОМС, и ее объемы также ежегодно увеличиваются.
Лицензию на оказание ВМП в 2017 году имели 984 медицинские организации, в том числе 749 организаций субъектов Российской Федерации, 143 ФГУ и 92 медицинских организации негосударственной формы собственности.
На 2017 год. А также на 2018 и 2019 годы на оказание ВМП вне ОМС в бюджете ФФОМС запланированы средства в размере 96,7 миллиарда рублей, в том числе в 136 федеральных клиниках. Из них 90,7 миллиарда рублей - на выполнение государственного задания ФГУ и 6 миллиардов рублей - на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании ВМП вне ОМС медицинскими организациями регионов. В каждой из 136 федеральных клиник есть государственное задание, которое распределяют их учредители - федеральные органы исполнительной власти: