В последние годы, неуклонно приближающие нас к 2019-му, когда будет праздноваться 200-летний юбилей со дня рождения Виктории, один за другим выходят теле- и кинопроекты, рассказывающие о непростой жизни вдохновительницы "викторианского стиля", примера строгости нравов и чопорности, той, кого со временем станут называть "бабушкой всей Европы".
Но, как оказалось, суть некоторых событий, по историческом меркам произошедших в относительно недавнем прошлом в стране, чья история последних веков удивительно хорошо документирована, все же может быть успешно предана забвению, если только желающий этого примет некоторые меры предосторожности.
Совершенно отличный от привычного образ пожилой королевы Виктории представил режиссер Стивен Фрирз, снявший картину "Виктория и Абдул" (Victoria & Abdul), которая будет показана в Москве и других городах России в рамках ежегодного фестиваля британского кино, а затем, 14 декабря, выйдет в широкий прокат. Сценарий фильма был подготовлен Ли Холлом на основе одноименной книги журналиста Шрабани Басу об удивительной дружбе между пожилой королевой и Мухаммадом Абдулом Каримом, индийцем-мусульманином, среди других отобранным на службу королеве по случаю празднования 50-летия ее коронации.
Сыграть главную роль в таком почетном проекте, что не особо удивляет, довелось матроне британской театральной сцены и кинематографа, прославленной 82-летней актрисе Джуди Денч. Она, кстати, блистательно воплотила на телеэкране еще один аристократический образ - матери Ричарда III в "Пустой короне" (The Hollow Crown), снятой по мотивам "исторического" цикла пьес Уильяма Шекспира.
В образе Абдула перед зрителями предстанет Али Фазал. Кроме того, в фильме снялись Саймон Кэллоу, сэр Майкл Гэмбон, Эдди Иззард, Тимоти Пиготт-Смит и другие.
Основным мотивом создания произведения было не столько визуальное оформление и популяризации сенсационных открытий журналистского расследования, сколько желание показать разрыв между действиями, которые совершает человек, изначальными намерениями и внутренним содержанием того, что со стороны может показаться неуместным, нелепым и даже оскорбительным.
А ведь внутреннее содержание истории, казавшейся королевскому двору безошибочно любовной, чуть было не стоило Виктории престола. И, как ни печально, отношение самой королевы к непростой ситуации, созданной ее же собственными руками, могло остаться неизвестным и по сей день. Если бы не интерес журналистки Шрабани Басу к такому распространенному блюду британской кухни, как карри, и желание написать книгу на эту тему. В процессе исследования ей стало известно, что любила это блюдо и сама Виктория. Готовить карри королеве, по идее, должен был кто-то, основательно знакомый с кулинарными традициями Индии.
Во время посещения дворца Осборн-Хаус на острове Уайт взгляд Баси упал на бронзовый бюст неизвестного человека восточной внешности и на два его портрета. Кроме того, в туалетной комнате она обнаружила изображение все того же незнакомца прямо под картиной, на которой был изображен Джон Браун, многолетний слуга королевы, ее верная опора в трудную минуту и частый собеседник. А в шотландском замке Балморал рядом с королевской резиденцией находится дом Абдула, выстроенный по приказу королевы, что со всей очевидностью свидетельствует о ее совершенно особом отношении к тому, кто по своему рангу являлся всего лишь одним из многочисленных слуг.
Желая выяснить истинную подоплеку их отношений, Басу решила навести справки о переписке между ними. Оказалось, что сын королевы, будущий король Эдвард VII, всю переписку между матерью и "мунши", учителем (так Абдула называли при дворе - он также преподавал королеве урду), полностью сжег. Что осталось нетронутым, так это тринадцать томов дневников Виктории на урду, которые были переданы в Королевский архив и долгие годы пылились на полках. Отправившись в Карачи, она разыскала внучатого племянника Абдула, который передал ей журнал своего родственника, начатый им в судьбоносном 1887 году.
И наконец-то отношения Виктории и Абдула из сухого изложения фактов и подозрений сторонних свидетелей превратились в полнозвучный словесный дуэт участников отношений. И на деле оказалось, что их дружба быстро превратилась в предмет публичного обсуждения и осуждения. Она снова поставила перед высшим обществом ряд вечных вопросов: об этике, религии, предрассудках, культурных и классовых различиях. А со стороны Виктории это было достаточно смелой и своенравной попыткой обрести дружескую и интеллектуальную связь с весьма юным представителем противоположного пола, чье нахождение при дворе не было предписано этикетом и многовековыми ритуалами. В чем-то ее желания опережали дозволяемое и предписываемое тогда обществом, в моральном облике которого она по иронии судьбы тогда выступала главной законодательницей.
На актеров, принявших участие в съемках фильма, отношения Виктории и Абдула произвели неизгладимое впечатление. Джуди Дэнч охарактеризовала свою героиню как "замечательную непреклонную леди". По ее словам, она и раньше слышала что-то об Абдуле Кариме, но без особых подробностей. И в любом случае история это совершенно необыкновенная. Актриса призналась, что сразу погрузилась в чтение сценария с головой. Она нашла следующее объяснение произошедшему со своей героиней: Виктория сразу прониклась симпатией к молодому человеку и словно ожила, она ценила его, дружбу с ним. Абдул же, по мнению Али Фазала, был большим мечтателем. И, как бы то ни было, знакомство с королевой изменило всю его жизнь. Актер отмечает, что до начала работы над фильмом он мало что знал об этой истории.
Эдди Иззард, сыгравший "Берти" (будущего короля Эдварда VII) считает, что проникновенное повествование рассказывает о женщине, которая была, без сомнения, эгоистичной и совершила много ошибок, но при всем при том отчаянно нуждалась в дружеских отношениях.
Режиссер Стивен Фрирз находит следующее объяснение глухой враждебности придворных: они принадлежали к тому слою общества, в котором на индусов смотрели свысока, а Абдул представлял угрозу всему, что так тщательно ими оберегалось. И вся эта история совершенно не случайно многие годы замалчивалась.
Фильм, который был впервые показан 3 сентября на Венецианском кинофестивале, получил в основном одобрительные отзывы, а актерская игра Джуди Денч удостоилась самых высоких похвал.