Между тем еще в конце 50-х в городе Горьком построили первую "Ракету". Это слово было тогда советским, как сейчас сказали бы, трендом. И речная "Ракета" стала такой же сенсацией, как и космическая. Благодарить надо гениального конструктора и очень настойчивого человека Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Всего в СССР было выпущено более 1300 крылатых скоростных судов. Конструкция Алексеева оказалась гораздо более удачной, чем у зарубежных коллег. И суда, летящие над волнами, быстро стали едва ли не основными перевозчиками всегда спешащих куда-то туристов. Очень полюбились в Греции.
Увы, после 1991 года их производство в России прекратилось. И возродиться оно может только благодаря настойчивости члена президиума Морской коллегии Георгия Анцева. Заметим, что концерн "Моринформсистема-Агат", который он возглавляет, объединяет многие предприятия морской направленности и занимается почти исключительно оборонной тематикой. Тем не менее Анцев нашел возможности и средства, чтобы в профильном ЦКБ имени Р.Е. Алексеева приступили к проектированию нового поколения судов на подводных крыльях. И сейчас на судостроительном заводе "Вымпел" в Рыбинске идет строительство "Кометы 120М". Была информация, что на завершающем этапе судно передадут на завод "Южный" в Севастополь, где его и достроят. Летать эта "Комета" будет между портами Крыма и другими черноморскими портами России.
Сегодня доставка туристов и других граждан по полуострову далека от идеала. Даже строительство моста полностью возникающих проблем не решит. Весной 2015 года прошло специальное заседание Морской коллегии, где обсуждался один вопрос: как организовать бесперебойное сообщение по морю между Крымом и портами Краснодарского края.
Георгий Анцев выступил тогда очень эмоционально. Он напомнил, что еще в 1980-х мы имели самый большой в мире флот пассажирских судов на подводных крыльях. Огромное их количество курсировало между Новороссийском, Феодосией и южным берегом Крыма. Мы объективно должны его возродить. Но никто из работающих на Черном море судовладельцев заказывать суда на подводных крыльях не спешит. А нет заказов, нет и производства. Возможно, ситуация разрешилась бы с образованием государственного оператора черноморских перевозок, которого просто обязали бы закупать скоростные суда. Как видно, без прямого вмешательства государства крылатое судостроение у нас не возродится.