"Ягель, которым в холодное время года питаются олени, почти исчез. Если раньше оленеводы могли оставаться зимовать на северном Ямале, то сегодня вынуждены уходить в лесотундру", - цитирует ученого "Интерфакс". По мнению спикера, животные из-за нехватки корма с годами стали более низкорослыми, тощими. Ягель, поясняет Богданов, растет со скоростью один миллиметр в год. Следовательно, даже если убрать с Ямала всех оленей, пастбища начали бы восстанавливаться лишь через 30 лет.
Проблему "перенаселения" арктического региона обсуждают уже давно, и то, что она существует, признает и местное население, чья жизнь напрямую зависит от благополучия стада. "Конечно, если сравнивать с прошлым веком, измельчал олень, вес потерял, - рассказывал ранее корреспонденту "РГ" бригадир оленеводческой бригады одного из крупных агропредприятий автономии Василий Ного. - Вопросы землепользования - это непрерывный переговорный процесс. Слава богу, находим общий язык. Согласен, надо сокращать поголовье на Ямале, в первую очередь крупным хозяйствам. У них большие стада, они вытаптывают землю".
Начальник профильного отдела окружного департамента АПК Андрей Ревнивых придерживается несколько иного мнения. "Бригады рассредоточены, за каждой закреплен маршрут каслания. Все это делается как раз ради того, чтобы избежать критической нагрузки на пастбища", - пояснил он изданию.
По одной из версий, рост поголовья связан со стабильным спросом на панты - рога оленей в период их ежегодного роста. Спиртово-водный экстракт, выделяемый из пантов, используется в фармакологии как общетонизирующее средство. Особенно охотно закупают сырье у оленеводов китайские предприниматели. Не всегда - легально.
Нельзя сказать, однако, что рога - главный, а то и единственный источник дохода семей оленеводов: по данным сотрудников Социологического института РАН, панты срезают у малого числа оленей, а львиную долю прибыли получают все-таки от продажи мяса.
Олени регионов России