На прошлой неделе режиссер и исполнительница главной роли гостили в России, раздали массу интервью, а сам Франсуа Озон даже появился в эфире "Вечернего Урганта". Приезд Озона сопровождался заметным ажиотажем экзальтированных поклонников - складывалось ощущение, что приехал классик. При всем уважении к таланту Озона это, конечно же, не так - особенно относительно той режиссерской формы, в которой он пребывает в данный момент.
Озон действительно очень громко заявил о себе на раннем этапе карьеры. Дебютный фильм "Крысятник" показал его страсть и талант к вычурным стилистическим и формальным экспериментам. В той картине Озон пародирует и деконструирует жанр низовой телевизионной комедии с закадровым смехом. Второй его полный метр "Криминальные любовники" был совсем другим - одновременно эффектным триллером и провокационным высказыванием на тему однополой любви и стокгольмского синдрома.
Не будет большим преувеличением сказать, что Озон был лицом французского постмодернистского кинематографа начала 2000-х, расчетливым провокатором и одновременно безусловным новатором. Его ранним фильмам можно отказывать в чем угодно, но только не в наличии в них в хорошем смысле сумасшествия и энергии молодости, направленной в нужное русло. А потом то ли молодость прошла, то ли сумасшествие уступило рациональности, но чем дальше, тем чаще фильмы Озона превращались в лучшем случае в жонглирование собственными ранними приемами, а в худшем - в предсказуемые буржуазные костюмные драмы. "Двуличный любовник" - как раз жонглирование.
Как и "Криминальные любовники" - это триллер, причем эффектно выстроенный. В новом фильме Озон создает параноидальную атмосферу. Многое здесь происходит не в реальности, а в голове главной героини, живущей в плену собственных фрустраций. Озон показывает себя безукоризненным ремесленником - где надо, умело включает саспенс, в других моментах разряжает атмосферу уместным гэгом. Но все эти формальные удачи работали бы, если бы развязки оказывались, как 15-20 лет назад, куда более сумасшедшими, чем завязки.
"Двуличный любовник" долго водит зрителя за нос только для того, чтобы огорошить самым очевидным финалом, путь к которому усеян множеством сценарных дыр. Не худший вариант, чтобы скоротать пару часов ближайшего уик-энда в кинотеатре, но тем, кто по старой памяти "идет на Озона", тут ловить почти нечего.