Такие данные содержатся в докладе Роспотребнадзора (имеется в распоряжении "Российской газеты"), который сегодня будет представлен на международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг.
В докладе отмечается, что в этом году наметилась тенденция к сокращению доли самых молодых проблемных заемщиков в возрасте до 30 лет. Но в то же время растет число заемщиков с большими долгами в возрасте старше 50 лет. При этом, уже по данным Национального бюро кредитных историй, чаще всего в большие доли влезают люди, имеющие потребительские кредиты в банках и кредиты на небольшие суммы в микрофинансовых организациях. Больше всего сейчас должников в Забайкальском крае, Амурской области, Хакасии, Еврейской автономной области.
По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, признать себя банкротами решились только 5 процентов россиян. Это объясняется, прежде всего, тем, что банкротство для заемщиков - вынужденная и к тому же не "дешевая" мера, прибегать к которой можно лишь в крайних случаях. Вместе с тем, отмечает Викулин, очень настораживает тот факт, что число потенциальных банкротов увеличивается.
По мнению директора Банковского института НИУ "Высшая школа экономики" Василия Солодкова, главная причина того, что люди самого трудоспособного возраста (от 30 до 50 лет) становятся не в состоянии обслуживать свои долги в том, что четвертый год подряд реальные доходы не растут. "Номинальные зарплаты увеличиваются, но все "съедает" рост тарифов на коммуналку, на товары и услуги, на бензин, на проезд в общественном транспорте, - считает эксперт. - Это ведь целая проблема - "кредиты до зарплаты". Они очень распространены в регионах, где люди никак не могут свести концы с концами и вынуждены занимать у МФО под 2-3 процента в день. Думают, что заработают и отдадут, но ничего не получается. И долги начинают копиться. У массы людей сегодня по 5-6 кредитов, ежемесячное обслуживание которых в 2-3 раза превышает доходы заемщиков".
Выход из данной ситуации, по мнению Солодкова, может быть только один: пробовать договариваться с кредиторами, просить о реструктуризации задолженности, постепенно гасить ее и больше не брать никаких кредитов. "Но ни в коем случае не стоит скрываться от кредиторов и доводить ситуацию до абсурда", - уточняет эксперт.
Что же касается защиты прав потребителей, то любой человек, считающий, что банк или МФО ввели его в заблуждение, не разъяснив условия кредитного договора или заставив подписать сомнительные бумаги, могут обратиться в территориальные подразделение Роспотребнадзора. Как рассказали "Российской газете" в федеральном ведомстве, наиболее активны потребители финансовых услуг в Свердловской области, а также в Москве и Санкт-Петербурге (на их долю приходится 5,8, 5,6 и 5,8 процента всех обращений соответственно). По всем обращениям юристы, которые работают в каждом территориальном подразделении ведомства, проводят проверки.
Если вскрываются факты введения потребителей в заблуждение, дела передаются в суд. По данным федерального Роспотребнадзора, в 90 процентах случаев суды встают на сторону потребителей. Банкам и микрофинансовым организациям, если они признаются нарушителями прав потребителей финансовых услуг, выставляются штрафы. Суммы небольшие для банков - порядка 30 тысяч рублей, но это все-таки заставляет банкиров тщательнее составлять договоры и объяснять людям их условия. В ситуации, когда Центробанк чуть ли не ежедневно отзывает лицензии у кредитных организаций, никто не хочет лишний раз фигурировать в судебных процессах.