23.10.2017 20:11
Экономика

Мнение: доменное имя должно стать залоговым имуществом

Доменное имя должно стать залоговым имуществом
Текст:  Алексей Фёдоров (президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ))
Российская газета - Федеральный выпуск: №240 (7406)
Для очень большого количества компаний доменное имя является фактически самым ценным, а порой единственным активом, без которого ее деятельность попросту невозможна. Но вот парадокс: ни один банк не одобрит компании кредит под залог домена, а если к бизнесу есть какие-либо претензии, то на домен никто не сможет наложить обеспечение. Почему?
Читать на сайте RG.RU

Доменные имена являются собственностью не компаний, а системы ICANN. Приобретая тот или иной домен с помощью регистратора (которых сегодня 20), вы лишь получаете право его администрирования, продлевать которое нужно ежегодно. Домен присваивается вам как адрес в квартире. Однако в индустрии e-commerce сейчас все больше компаний, которые не имеют ничего, кроме программистов и домена, на котором располагается сайт с огромным количеством покупателей. Удачный пример таких компаний - YouDo.com, Booking.com, Headhunter.ru. При этом для банка доменное имя даже самого раскрученного сервиса не значит абсолютно ничего, он никогда не сможет взять его в залог. В случае необходимости IT-менеджер может попросту перевести домен на другое юридическое или физлицо. И даже по решению суда можно остановить передачу, но нельзя переделегировать домен третьему лицу - банку.

Для банка даже самое раскрученное доменное имя ничего не значит

Вот, например, обанкротившийся Wikimart или "Техносила", которая закрыла свой интернет-магазин. Безусловно, многие из кредиторов предпочли бы вместо старого оборудования получить ресурс Wikimart. Они были бы просто счастливы владеть им и развивать дальше. Однако это невозможно, доменные имена передаются только по частному согласованию между двумя сторонами.

Домены как актив вызывают усиление интереса к ним на рынке. Появляется все больше "домейнеров" или "киберсквотеров", которые приобретают их в больших количествах в надежде, что смогут продать их за большие деньги. Они сами определяют ее, руководствуясь в первую очередь смысловой нагрузкой его написания и принадлежностью к бренду. К примеру, они скупают сайты, по написанию схожие со sberbank.ru. Распространена такая практика и у конкурентов, скупающих домены, которые приводят к ним на сайты чужих клиентов.

Конечно, мы видим большую проблему в том, что доменное имя до сих пор не может быть в России залоговым имуществом и не является оцененным активом. Владельцы доменов должны иметь возможность закладывать принадлежащее им интернет-имущество. Но как банку или приставам оценить домен? Единого стандарта на сегодняшний день не существует. Безусловно, примером могут стать интересные мировые практики, однако их можно использовать как один из возможных вариантов.

ЦБ создаст спецотделы по выявлению организаторов финансовых афер

У доменного имени есть множество показателей, которые можно оценить. Первый и очень важный - это трафик. Новый хозяин получит целевой аудитории, готовую сделать заказ и принести прибыль. Второй показатель оценки - характер трафика. Если он органический, а не платный, то ценность домена значительно возрастает. Характеристики целевой аудитории также играют огромную роль в капитализации домена - пол, возраст, география. История домена, сколько лет он существует, показатели возврата и отказа, история сделок по продаже подобных доменов - все это формирует оценочную стоимость.

Безусловно, чтобы система оценки доменных имен эффективно функционировала, нужен единый стандарт, которым будут руководствоваться как банки, так и государство при оценке стоимости. У банков существует четкая процедура - если организация хочет привлечь средства под залог, например, автомобиля, она обращается к аудитору, который делает вывод о нго стоимости. Такую систему АКИТ предлагает ввести в отношении доменов.

Создать организацию - институт оценки доменных имен. Она разработает стандарт, который будет принят ведущими банками и поддержан минсвязью или минэкомразвития. Мы рассчитываем, что эти стандарты будут рекомендованы для судебных приставов или банков. Когда такие критерии будут сформированы, работающие с банками аудиторы смогут оценивать домены, а банки выдавать кредиты. Для чего все это нужно? Прежде всего, чтобы компании, особенно стартапы, могли стабильно развиваться, брать кредиты под доменные имена, привлекали дополнительный трафик, потребителей, вкладывали в рекламу. Мы уверены, что признание доменов полноценным активом компаний - необходимая составляющая современной экономики, без которой говорить о поддержке бизнеса в нашей стране преждевременно.

Банки