23.10.2017 19:55

Вокзалы XXI века: исторический облик, современная функциональность

Вокзалы XXI века: исторический облик, современная функциональность
Текст:  Федор Боровиков
Российская газета - Федеральный выпуск: №240 (7406)
Современная российская железнодорожная инфраструктура включает в себя сеть дорог общей протяженностью свыше 85,3 тысячи километров, около полутора тысяч вокзалов и 13 тысяч платформ и остановочных пунктов. Почти 350 наиболее крупных и значимых вокзальных комплексов страны, обеспечивающих более 70% общего пассажиропотока железных дорог, находятся в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД". 86 из них представляют собой уникальные архитектурные творения и признаны объектами культурного наследия. Беспощадное время и реалии дня сегодняшнего вносят свои коррективы, поэтому многие такие сооружения нуждаются в реставрации, а иногда и в масштабной реконструкции. Как удается соблюдать баланс между бережным сохранением исторического облика и повышением функциональности вокзалов, рассказывает начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Виталий Вотолевский.
Читать на сайте RG.RU

Чем отличаются вокзалы XXI века от своих предшественников? Как можно охарактеризовать "вокзал будущего"?

Виталий Вотолевский: Многие вокзалы, созданные лучшими архитекторами и инженерами своего времени в XIX и начале ХХ веков, - это роскошные монументальные строения. Однако функционально это только места прибытия поездов и посадки пассажиров: тогда мало кто думал о транспортной безопасности и адаптации для маломобильных групп населения, о безбарьерной среде и о стоимости эксплуатации, интеграции с другими видами транспорта и т.д.

Вокзал будущего - это транспортно-пересадочный хаб, полностью интегрированный в городское пространство

В последние годы на вокзалах растет объем коммерческих услуг, некоторые из них уже похожи на торговые центры с транспортной функцией, и это очень эффективное использование площадей.

Убежден, что вокзал будущего - это транспортно-пересадочный хаб, полностью интегрированный в городское пространство, центр городской жизни с широким спектром сервисов и услуг, связанных не только с транспортной функцией. На основе регулярно проводимых опросов и изучения обращений клиентов мы делаем вокзалы безопасными, удобными, комфортными и дружественными для людей, чтобы оправдать ожидания каждого нашего пассажира. Транспортная и сервисно-коммерческая функции должны быть сбалансированы.

Как организована работа по реконструкции объектов культурного наследия?

Виталий Вотолевский: Все проводимые работы полностью отвечают требованиям охраны и воссоздания памятников архитектуры. В работе по реконструкции вокзалов ОАО "РЖД" всегда тесно сотрудничает с государственными органами охраны объектов культурного наследия, всячески стараясь сохранить исторические элементы. Считаю сохранение памятников, их реставрацию и создание на их основе современных пространств одной из ключевых задач.

Сколько вокзалов за последние пять лет было отреставрировано и реконструировано?

Виталий Вотолевский: Отреставрировано 16 вокзалов, реконструировано 39 вокзалов и 29 платформ. Были обновлены вокзальные комплексы в Москве, Владивостоке, Красноярске, Новосибирске, Омске и других городах.

Одним из наиболее масштабных проектов, реализованных за последние годы, стала реставрация столичных вокзалов. Ленинградский, Ярославский, Казанский и Павелецкий были восстановлены по историческим чертежам и проектам. С 2011 года по архивным материалам и чертежам на Киевском вокзале были отреставрированы исторические росписи и мозаики Бориса Ланге, восстановлены часовая башня, ризалитный купол, зал официальных лиц и делегаций. Площадь реставрационных работ составила около 33 тысяч квадратных метров, которые были воссозданы с ювелирной точностью.

Какие проекты реконструкции Дирекция реализует в настоящее время? В чем уникальность проводимых работ?

Виталий Вотолевский: Сегодня перед нами стоит не менее амбициозная задача - реставрация вокзальных комплексов Санкт-Петербурга. Хочу заметить, что среди них есть первый вокзал в нашей стране - Витебский, который является ровесником железных дорог России. Первое здание вокзала было открыто 180 лет назад.

Реставрационные работы на Витебском вокзале прошли согласование с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры администрации Санкт-Петербурга и ведутся на основе архивных источников: реставраторы воссоздают первоначальный облик, каким его задумал архитектор Станислав Бржозовский еще в 1904 году.

Облик Московского вокзала также возвращается к историческому проекту Константина Тона.

В Волгограде и Нижнем Новгороде мы проводим реставрацию отдельных элементов - объектов культурного наследия. Часовая башня и шпиль вокзала Волгоград-1 были реставрированы в 2014 году. А сегодня воссоздаем комплекс скульптур "Апофеоз труда" на фасаде здания. Скульптурная композиция имела многочисленные дефекты и требовала незамедлительного ремонта, который проведен под надзором комитета по культурному наследию Волгоградской области.

На вокзале Нижнего Новгорода обновлены напольное покрытие, интерьеры и все витражи на 42 окнах. Историческая декоративная мозаика на стенах прошла глубокую очистку. Это беспрецедентный проект: не закрывая вокзал полностью, а проводя работы поочередно в каждой зоне, мы практически разобрали здание, чтобы на его месте появился один из самых современных вокзальных комплексов.

Как РЖД решает проблему с финансированием таких масштабных проектов?

Виталий Вотолевский: В основном работы по реконструкции и реставрации проводятся полностью за счет средств инвестиционной программы ОАО "РЖД". За последние пять лет компания выделила на реставрацию, реконструкцию и капитальный ремонт вокзальных комплексов около 33,5 миллиарда рублей. До конца года будет уточнен объем средств, которые компания направит на эти цели в рамках среднесрочной программы.

Какие особенности имеют реконструкция и ремонт вокзалов на средних и малых станциях?

Виталий Вотолевский: Подход к реконструкции как малых, так и больших вокзалов один: вокзал должен быть безопасным, удобным для пассажиров и эффективным. Размер и набор сервисов определяется пассажиропотоком и экономической целесообразностью.

Если историческое здание технически можно сохранить, то мы всегда это делаем. Типовых проектов вокзалов у нас нет - есть типовые технические решения и элементы, по которым строятся, например, высокие платформы с увеличенным сроком службы. Также внедряем современные системы информирования пассажиров и навигации, технологии и оборудование в области энергосбережения. Начали проектировать типовые павильоны для досмотра. При адаптации вокзалов для маломобильных групп населения также применяем типовые решения.

Особо подчеркну - в фирменный серый цвет никто выкрашивать все подряд не собирается. Наоборот, вместе с архитектурной общественностью регионов при проектировании фасадов мы учитываем местные особенности, цветовые решения, колорит. В качестве последних примеров могу привести проекты вокзалов в Улан-Удэ, Грозном, Сургуте.