Списком сложных слов озаботилась интернет-газета "Новгород.ру", которая выяснила, опросив специалистов, следующее. Теоретики языка советуют: если колебания возникают, то в ситуации литературной речи лучше выбирать формы с -Ы(И). Хотя не стоит забывать об исключениях -"докторА", "профессорА".
Варианты "шоферА", "договорА", "диспетчерА", "инспекторА", "инструкторА" возможны, но словари рядом с такими формами помечают: возможны в разговорной речи.
Любопытно, что окончания на -А полюбились профессионалам: спортсмены говорят "тренерА", шоферы говорят "клапанА", повара говорят и даже пишут в меню "супА", дальнобойщики - кузовА.
К слову, в Екатеринбурге проблему правильного ударения решили талантливо: одна кофейня носит такое название "Не тортЫ, а тОрты". Очевидно, ее владельцы со слоганом "Правильные сладости" заботятся и о правильности ударения в ключевом слове своего заведения.
В древнерусском языке и в других древних славянских языках было не два числа, как у нас сейчас, а три: единственное, двойственное и множественное. Наши предки славяне думали и говорили об одном предмете, двух и многих. И для каждого были свои окончания: "глаз - (два) глазА - глАзы", "мост - (два) мостА - мостЫ". И так для каждого существительного.
Со временем двойственное число стало исчезать. Язык не терпит избыточности, когда и так понятно: один или много. И окончание двойственного числа - "А" с обязательным ударением на нем оказалось "безработным". Но захватило "территорию" существительных, которые обозначают то, что существует именно по два: "глазА", "берегА", "рогА", "рукавА"… Говоря об их множестве, имеем в виду все-таки пары глаз, берегов, рог, рукавов… Но это окончание стали прикреплять к формам множественного числа слов, обозначающих лица и предметы, к парности не имеющих отношения. И возникла зона колебания, которая существует много столетий.
В одних случаях формы с "А" вошли в словари. В литературном языке отлично себя чувствуют формы "города", "поезда", "голоса", "века", хотя мы знаем выражения "в кои веки", "на веки вечные"… В других - такие формы вызывают сопротивление и у лингвистов, и у образованных людей. И в распределении сложно увидеть какой-то порядок: "профессорА", "докторА" - признано нормой, а "ректорА" осуждается, хотя это слово можно услышать от самих рЕкторов. А если железной логики нет, нужно зубрить слова списками.