Напомним, тогда сотрудники НГИАМЗ впервые добрались до судна, обнаруженного еще два года назад во время сплава по Ветлуге на байдарках туристами Владимиром Голубевым и Евгением Морновым. Они заметили деревянную корму, торчавшую из песчаного берега, и сообщили о находке в НГИАМЗ. Прошлым летом ученые очистили часть судна от речных наносов и сделали примерное компьютерное моделирование объекта.
- Судно может быть небольшой беляной (деревянным несмоленым судном, которое служило для перевозки лесо- и пиломатериалов. - Прим. ред.). В пользу этого говорит небольшое расстояние между опругами - поперечными бортовыми связями корпуса - и мощной обшивкой, - предположил тогда Юрий Филиппов, профессор, научный руководитель экспедиции, заведующий отделом истории НГИАМЗ.
На белянах в ХVIII - начале XIX веков перевозили тяжелые грузы, как правило, главное богатство заволжского края в те времена - деловую древесину. Беляны использовали один раз, а потом их разбирали вместе с содержимым.
Экспедиция нынешнего года, в которую отправились восемь археологов и историков НГИАМЗ, подтвердила предварительные выводы: судно оказалось беляной.
- Об этом свидетельствует то, что обшивка выполнена из досок, тесанных топором и проконопаченных просмоленным мочалом, - рассказывает Юрий Филиппов. - Что касается этой, то в один прекрасный день, скорее по весне, на ней с грузом отчалили от берега... По какой-то причине судно загорелось, потушить его не удалось. Так оно и оказалось на несколько столетий замуровано в землю.
Георадарное сканирование для установления габаритов судна показало, что высота корпуса беляны 1,6 метра, ширина - 12, а длина более 40. Раскапывали беляну лопатами и совками, а также струей из мотопомпы, чтобы не повредить находку. Так эксперты вскрыли 28 квадратных метров. Потом находку закопали до следующей экспедиции.
По словам ученого, точнее определить возраст судна позволит радиоуглеродный анализ древесины - с помощью этой технологии удалось датировать даже время постройки ладей фараонов Египта. Он сможет назвать дату с точностью до 20-25 лет. Сейчас кусок обгорелого дерева Юрий Филиппов хранит в холодильнике, чтобы, как только придет время, отвезти его в Москву на исследование.
Кстати, местонахождение уникальной находки достаточно глухое: от Нижнего Новгорода надо 4-5 часов ехать на север области на внедорожнике. Непосредственно к судну пешком не пробраться, участникам экспедиции пришлось часть пути идти на лодке. Видимо, русло изменило направление, и там, где раньше была вода, теперь часть суши.
Тем временем
Специалисты НГИАМЗ подали заявку на грант Русского географического общества, которая пока осталась без ответа. Финансирование экспедиции нынешнего года НГИАМЗ взял на себя. Сотрудники музея надеются, что находкой заинтересуются власти региона: ведь беляна - исторически ветлужско-волжское судно, которое может занять достойное место в будущем музее флота. Чтобы перевезти находку и изучить ее детальнее, нужно не менее 15 миллионов рублей. "Средства понадобятся на раскопки, разборку судна, маркировку каждой детали (целиком судно не увезти), транспортировку, сборку, постройку ангара, первичное и долгосрочное хранение, - заключает Юрий Филиппов. - Нам потребуется помощь археологов, архитекторов, геодезистов, IT-специалистов и экспертов, чья деятельность связана с сохранением культурно-исторического наследия".