Инициаторами мемориала был президентский Совет по правам человека. И именно в сопровождении правозащитников президент прибыл на церемонию. Несмотря на моросивший дождь, глава государства и другие гости стояли у "Стены" с непокрытой головой. Большинство присутствовавших на мероприятии предпочли на время выступлений закрыть зонты.
"Грандиозный, пронзительный" - этот монумент взывает к нашей совести, чувствам, состраданию, сказал президент. "Жестоким преследованиям подвергались целые сословия, целые народы: рабочие и крестьяне, инженеры и военачальники, священники, государственные служащие, ученые и деятели культуры", - напомнил Путин. Тогда, продолжил он, "каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения, миллионы людей объявлялись врагами народа, были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем или лагерей и ссылок".
- Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и тем более невозможно ничем оправдать. Никакими высшими так называемыми благами народа, - подчеркнул Путин.
Эти преступления стали "трагедией для всего нашего народа, для всего общества, жестоким ударом по нашему народу, по его корням, культуре, самосознанию".
- Последствия мы ощущаем до сих пор. Наш долг - не допустить забвения, - убежден глава государства.
Открытие памятника Владимир Путин назвал особенно актуальным в год 100-летия революции. "Рассчитываю, что эта дата будет воспринята нашим обществом как подведение черты под драматическими событиями, которые разделили страну и народ, станет символом преодоления этого раскола", - сказал глава государства. Он процитировал слова Наталии Солженицыной. "Знать, помнить, осудить и только потом простить". Полностью присоединяюсь к этим словам", - заметил российский лидер. "Да, нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит - призывать к сведению счетов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния", - заявил Путин.
"Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности. Только на этой основе мы можем решить задачи, которые стоят перед обществом и страной, перед Россией, которая у нас одна", - заметил глава государства в конце своего выступления.
"Ненависть не должна руководить нами в нашем стремлении построить справедливую жизнь, - обратился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл к присутствующим. - Трагические страницы нашего прошлого не должны быть поводом для разжигания ненависти и усиления напряженности, а осуждение террора не должно превращаться в политический ритуал". "Сегодня всем нам следует осознать, что никакого светлого будущего не будет, если в стремлении к такому будущему станет разрушаться нравственная и духовная основа человеческого бытия", - подчеркнул Патриарх.
По его словам, исторические ошибки и трагедии не должны стать источниками новых конфликтов.
Патриарх добавил, что люди, приходящие к этому мемориалу, "должны думать о своих потомках и о том, какую страну и какую историю они оставят в наследство", и призвал всех сделать выводы из трагедии минувшего века.
Глава РПЦ отметил, что произошедшие репрессии еще долго будут осмысливаться. "Но год столетия революции должен стать особенно важным для такового осмысления", - сказал он.
Когда-нибудь будущие президенты России и будущие уполномоченные по правам человека РФ будут приносить свою присягу народу у открывшегося на проспекте академика Сахарова мемориала. Такой мечтой поделился другой участник церемонии - член Совета Федерации Владимир Лукин, сенатор, бывший Уполномоченный по правам человека в РФ. По его мнению, "помнить о жертвах массового государственного террора - лучший способ избавиться от иллюзий о том, что все сложные проблемы страны можно решить быстро и резко, как говорили в те времена - лихой кавалерийской атакой". "Надо ясно, решительно и необратимо осудить деяния тех, кто раскрутил "красное колесо массового террора". Им нет и не может быть оправданий даже с учетом того, что в этом кровавом карнавале вослед своим жертвам исчезали их палачи", - сказал Лукин.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин выразил уверенность в необходимости осознать и принять даже самые скорбные уроки истории, чтобы прошлое страны объединяло, а не разделяло людей. "В год столетия революционных событий, внесших огромный раскол в наше общество, крайне важно осознать и принять наше прошлое во всей его полноте", - добавил политик, подчеркнув, что необходимо "сделать все, чтобы подобные трагедии больше никогда не повторялись".
В заключение церемонии Путин вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и мэром Москвы Сергеем Собяниным возложили цветы к монументу. Они обошли "Стену скорби", после чего глава государства без прессы пообщался с пенсионерами.
Владимир Путин принял участие в церемонии открытия мемориала "Стена скорби" в МосквеОт истории лакированной - к истории подлинной
Владимир Лукин, член Совета Федерации:
- Самое главное сегодня соединить разбитую историческую мозаику в нечто целое. Для этого нам надо преодолеть как сталинскую интерпретацию истории, так и апологетику антисоветизма. "Стена скорби" снижает тонус ожесточенности дискуссий и приближает нас к пониманию величия события. Чжоу Эньлай, выдающийся китайский деятель, когда его спросили, считает ли он Французскую революцию 1789 года великой, ответил: "Рано судить. Пусть еще сто лет пройдет". Так и мы лишь в начале продирания общества сквозь отлакированную историю к настоящей. Сколько бы мы ни занимались увековечиванием жертв политических репрессий, все неизбежно у 1789 года упирается в вопрос: "Сколько погибло людей?" Я всегда отвечаю: "Этого мы никогда не узнаем". Дело не только в засекреченности части архивов. И не в том, что когда комиссия Шверника - Шатуновской доложила ХХ съезду КПСС о том, что только с 1934 по 1941 годы было репрессировано 19 миллионов 800 тысяч человек, а из них 7 миллионов 100 тысяч расстреляны, съезд ужаснулся и закрыл эти цифры. И даже не в том, что историки после того, как у Петропавловской крепости Санкт-Петербурга были обнаружены расстрельные ямы, где лежат безымянные жертвы 25 февраля 1917 года, предлагают считать эту дату началом массовых репрессий ХХ века в России. А дело в том Великом и Трагическом целом, которое мы должны собрать из разбитой исторической мозаики.
Честная история формирует единую нацию
Наталия Солженицына, президент фонда Александра Солженицына:
- Судьбы тех, кто прошел ГУЛАГ, не должны оставаться семейными историями. Они должны и теперь станут частью всенародной истории. Мы не можем себе позволить не знать своей недавней истории - это все равно что идти вперед с завязанными глазами, а следовательно, неизбежно спотыкаться. Что с нами и происходит, поскольку в эпоху Большого террора были заложены основы расколотого общества. Расколотым оно останется до тех пор, пока мы не начнем восстанавливать честную историю. Честная история формирует единую нацию. А без единства и духовного целения простое экономическое возрождение невозможно.
Общенациональный памятник жертвам репрессий - шаг к примирению. Потому что примирение невозможно на основе забвения.
"Забвение - это смерть души", - говорили мудрецы. В "Стене скорби" заложена идея памяти. А испытывать или не испытывать вину - зависит от развитости сознания, совести, понимания. И это уже чувство личное, а не коллективное.
Страна у нас все-таки сегодня совсем другая! При всех недостатках нашего бытия возврат на семьдесят лет назад уже невозможен. И, наверное, не следует потомкам хранить волчьи шрамы разъединения, которые оставило то время. Нам нужна честно рассказанная хроника побед и поражений.
Такой историю России XX века можно будет уважать.
Продолжение темы читайте в статье "Ожог памяти".
О льготах жертвам репрессий эксперт "РГ" рассказывает в рубрике "Юрконсультация"
Создание монумента "Стена скорби" в мастерской скульптора Г. Франгуляна