Город, свободный от инфекций
Эксперты считают: эту цифру можно значительно уменьшить, если главный акцент в заботе о здоровье сделать не на лечении, а на предупреждении болезни. Особенно это касается инфекционных заболеваний. Ведь прямые и косвенные потери от инфекций в стране составляют около 1,5 триллиона рублей. А весь бюджет российского здравоохранения - порядка 4,6 триллиона. То есть почти треть его съедают грипп, коклюш, меннигококовая инфекция, ротавирус и другие заболевания.
Директор Детского научно-клинического центра инфекционных болезней академик Юрий Лобзин подчеркивает:
- Сегодня в мире 35 процентов летальных исходов приходится на инфекционные болезни. А у детей 85-90 процентов всех заболеваний носят инфекционый характер. Более того, 30 процентов инвалидизации - это следствие перенесенных инфекций.
Эти проценты, к слову сказать, нетрудно перевести в рубли. Так, по статистике, приведенной Юрием Лобзиным, прямые экономические затраты на борьбу с 35 приоритетными инфекционными болезнями в России в 2016 году составили 604 352 789,9 тысячи рублей. По сравнению с предыдущим годом этот показатель вырос более чем на 10 процентов. Только от инфекций верхних дыхательных путей экономический ущерб составил примерно 500 миллионов рублей. А ведь есть еще коклюш, ветрянка, вирусный гепатит, острые кишечные инфекции...
Конечно, медицина не стоит на месте: ежегодно фарминдустрия выпускает на рынок десятки, а то и сотни новых препаратов, помогающих справляться с болезнями.
- Но лечение нельзя считать панацеей от инфекций, - отмечает Юрий Лобзин. - К тому же тотальный прием антибиотиков резко повышает резистентность, то есть устойчивость бактерий и вирусов к лечебным препаратам.
По расчетам специалистов, при сохранении современных трендов рост смертности только от резистентности к антибиотикам будет увеличиваться и к 2050 году составит уже порядка 10 миллионов случаев.
Что можно противопоставить этой тревожной тенденции?
По мнению экспертов, обсуждавших эту тему в рамках форума "Город, свободный от инфекций", только одно - своевременную вакцинацию.
Авось пронесет?
Стоит отметить, что существующий календарь прививок, разработанный минздравом в 2014 году, включает вакцинацию детей в первые месяцы и даже часы жизни против многих опасных заболеваний: туберкулеза, столбняка, коклюша. Эта вакцинация производится за счет средств госбюджета и обязательная для всех. Но есть целый ряд болезней, вакцинацию против которых проводят за счет регионального бюджета. В этом смысле Санкт-Петербург может похвалиться: у нас прививают против пневмококка, менингококка и ветряной оспы не только детей, но и лиц из группы риска - призывников, например.
Однако есть целые категории населения, которым эта вакцинация необходима: беременные женщины, например, или люди старше 60 лет, страдающие хроническими заболеваниями легких. Однако далеко не все из них готовы вакцинироваться. Почему? Тому есть несколько причин.
Для большинства тех, кто игнорирует вакцинацию, - пойти и сделать укол просто лень. Кто-то, начитавшись псевдомедицинской литературы, считает вакцинацию пустой затеей, придуманной алчными фармацевтами - производителями вакцин, чтобы активно сбывать свою продукцию. Но эксперты в один голос твердят: вакцинация в разы снижает риск летальных исходов, формирует специфический иммунитет, избавляет от осложнений, подчас - тяжелейших, приводящих к глубокой инвалидности.
Это особенно характерно для Санкт-Петербурга, где особенности климата способствуют развитию специфических инфекционных болезней. Так, традиционно в Северной столице высок риск подхватить коклюш, пневмококковую инфекцию, а также - ветряную оспу. По статистике, в Санкт-Петербурге заболеваемость ветряной оспой выше среднероссийской. В группе детей от 3 до 6 лет она составляет 11 000 случаев на 100 000 населения, то есть 11 процентов! Это - очень высокий показатель.
Многие считают "ветрянку" легкой детской болезнью. Но 43 процента случаев дают тяжелые поражения нервной системы. А у взрослых они грозят обернуться развитием опоясывающего лишая, привычным герпесом.
Между тем, даже простейшие прививки против гриппа провести среди всех тех, кому они необходимы, не так-то просто. Например, в школах, чтобы вакцинировать всех школьников во время медосмотров, необходимо письменное согласие родителей. Далеко не все папы и мамы предоставляют вовремя такие разрешения.
Татьяна Засухина, заместитель председателя Санкт-Петербургского комитета по здравоохранению, называет цифры: 40 процентов. Столько горожан было привито в прошлом году от вируса гриппа. В этом году комитет по здравохранению планирует довести этот показатель до 46 процентов.
- К сожалению, - отмечает Татьяна Засухина, - в пик прошлой эпидемии Санкт-Петербург потерял от гриппа штамма H1N1 102 человеческие жизни, в том числе двух беременных женщин. Все умершие не были привиты от гриппа.
По словам руководства комитета по здравоохранению, Санкт-Петербург имеет дополнительные риски по заболеваемости гриппом. Мы - мегаполис с высокой плотностью населения, у нас высока доля пожилых людей, страдающих хроническими заболеваниями, а кроме того, Петербург - город, имеющий метро. Закрытое подземное пространство - прекрасный рассадник для всякого рода воздушно-капельных инфекций.
В этой ситуации "уберечься поодиночке" не получится.
Дешевле - не заболеть
Стоимость лечения ребенка от менингококковой инфекции в стационаре Детского научно-клинического центра инфекционных болезней может достигать 20-22 миллионов рублей. Причем это лечение не предотвращает последующую инвалидизацию пациента. В 2015 году в центре было пролечено 23 пациента с генерализованной формой менингококковой инфекции. На их лечение, без учета стоимости протезирования и пластических операций, было израсходовано порядка 43 миллионов рублей.
- А при введении 4-валентной комбинированной вакцины для детей первого года жизни, ожидаемое снижение заболевания в данной группе - в 5-6 раз, - говорит Юрий Лобзин. - Прямая выгода - 12,3-14,2 миллиона рублей.
Ежегодные экономические затраты на ветряную оспу - более 500 миллионов рублей, в 2017 году затраты на вакцинацию составят 33 миллиона рублей. Подсчитать экономию несложно.
- И если в предстоящем 2018 году затраты на вакцинацию от ветрянки составят 107,36 миллионов рублей, - продолжает Юрий Лобзин, - то экономия должна составить 599,7 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу.
Владимир Жолобов, директор Городского центра медицинской профилактики, напоминает любопытный исторический факт: Санкт-Петербург был первым городом России, где начали массово прививать детей. 12 октября 1768 года Екатерина II провела вариоляцию себе, а позже наследнику Павлу, Марии Федоровне и их детям. А матерям, которые решили вакцинировать детей от оспы, давалась награда: оспенный серебряный рубль.
Может, и нам стоит поощрять вакцинацию материально?