Начиналось все так: 558 парковочных мест, стоимость часа в самом центре Москвы - 50 рублей, оплата через SMS, паркомат или личный кабинет с привязанной кредитной картой. Резидентных разрешений нет, парковаться местные жители должны либо у своего дома, либо на спешно строившихся парковках.
Эти первые вводные очень быстро стали меняться и корректироваться. Выяснилось, что SMS-оплата , на которую делали ставку столичные власти, удобна далеко не всем - эсэмэски не проходили у владельцев корпоративных номеров и тарифов, паркоматы "глючили", а кроме того, иногда их довольно сложно было найти. Парковок у домов всем катастрофически не хватало - в центре обнаружились дома, у которых нет своей территории совсем.
Буквально через несколько недель после запуска пилота было принято решение о вводе резидентных разрешений - на год оно стоит 3000 рублей, паркоматов стало существенно больше и они стали заметнее, а главным способом оплаты стали парковочные приложения. Несмотря на сложности запуска, уже через месяц платные парковки принесли в казну города первые пять миллионов рублей, опыт был признан удачным, и летом будущего года плату стали брать на всех улицах в пределах Бульварного кольца.
Затем платные парковки перешагнули Садовое, подобрались к Третьему, и сейчас улицы с городскими платными стоянками можно встретить почти по всей Москве. Но за пределами ТТК расширение идет точечно - лишь в местах притяжений. Затем были введены первые дифференцированные тарифы - это произошло в Сити, а год назад прошло первое существенное подорожание - мест снова стало на всех не хватать, линейка дифференцированных тарифов расширилась, и на некоторых центральных улицах час стоит уже 200 рублей. За время работы платных парковок москвичи уже забыли о таком явлении как парковка в три ряда и стоянка под запрещающим знаком - блюдут порядок на дорогах паркономобили, пешие инспекторы, а помогают эвакуаторы.
Как рассказали "РГ" в пресс-службе Администратора московского парковочного пространства, первые 558 платных мест обратились уже в 80 тысяч мест по всей Москве. Средняя парковочная сессия составляет 1 час 20 минут, а в зонах с повышенными тарифом - менее часа. Система контроля, выстроенная в городе, сократила количество нарушений парковки на 64%. За пять лет платные парковки принесли в бюджет города более 14 млрд рублей, которые пошли на благоустройство города.
Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:
- По-хорошему, платная парковка должна была быть введена в Москве не пять лет назад, а минимум 15, как только на 1000 человек стало приходиться порядка 250-300 автомобилей.
Но тогда не хватило ни политической воли, ни понимания ситуации. Это произошло только с приходом команды Собянина. Платная парковка, разумеется, болезненная вещь, но абсолютно неизбежная. Машин в Москве много, места на дорогах на всех не хватит, и именно платная парковка помогает не допустить коллапса. Кроме того, из-за платной парковки подорожала поездка на автомобиле - раньше она была существенно дешевле поездки на общественном транспорте. Такого не выдержит ни одна городская инфраструктура. И удорожание вождения заставило автомобилистов пересаживаться на автобусы и метро.
Александр Шумский, руководитель экспертного центра "Пробок. нет":
- Сейчас уже трудно представить, что пять лет назад на Тверской улице машины стояли в три ряда, на пешеходных переходах, на тротуарах. Изменилось транспортное поведение людей, и пять лет для этого - очень короткий срок. Да, возможно, нас ждет рост цен, корректировки, другие какие-то ограничения, но главный результат в том, что мы можем приехать в центр и припарковаться, не нарушая правил. А больше всего выиграли жители, у которых теперь есть и резидентные разрешения, и свободные парковочные места.