01.11.2017 16:08
Общество

Петербург стал лидером по детскому и подростковому травматизму

Петербург стал лидером по детскому и подростковому травматизму
Текст:  Вера Черенева (Санкт-Петербург)
В Петербурге из тысячи юношей и девушек в возрасте от 15 до 17 лет в течение года травмы получают 267 человек. Для сравнения, в целом по стране этот показатель составляет 177. Среди детей до 14 лет в медучреждения с травмами обращаются 142 ребенка из 1000, в целом по стране - 103. Эксперты видят одну из причин сомнительного лидерства Петербурга в системе, когда медицинская помощь в школах и детских садах оказывается зачастую формально, а за самими детьми просто некому смотреть.
Читать на сайте RG.RU

Закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, перелом лобной кости. Таков итог катания на квадроцикле для девятилетнего школьника. Он пришел на занятия, которые проводились Центром технического творчества Адмиралтейского района на базе школы N 181. Пока педагог занимался другими учениками, мальчик залез на квадроцикл, привел его в движение, разогнался и влетел в металлический забор.

Нужен ли доктор в школе

Как выяснили впоследствии сотрудники прокуратуры Петербурга, на занятиях не было педагога из школы, хотя он должен был присутствовать; ответственных сотрудников учебного заведения никто не назначал. Сам педагог Центра технического творчества не должен был пускать необученного ребенка за руль квадроцикла, то, что он отвлекся на другого ученика, в прокуратуре истолковали как неправильную организацию учебного процесса - раз уж группа была сформирована, то количество учащихся должно было быть таким, чтобы педагог мог уделить внимание всем и держать под контролем ситуацию.

Председатель регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Константин Тхостов говорит, что ключевая проблема здесь в скорости распространения технологий. Еще два-три года назад нельзя было представить, что в центре Петербурга дети будут кататься на квадроциклах. Тем не менее, квадроциклы появились, а нормативы, касающиеся деятельности педагогических работников, не изменились. Сам Константин Тхостов полагает, что такой вид спорта лучше практиковать в специализированных учреждениях, а никак не на школьном дворе.

Если в деле не фигурирует конкретное оборудование, то никто не дает ответа, кто именно виноват в травме ребенка

Но раз школа решила, что ей нужен кружок с квадроциклами - это право учебного заведения. А как обустраивать занятия, решают уже в учреждении дополнительного образования.

Несмотря на то, что детские квадроциклы могут разгоняться до приличной скорости, эти занятия даже нельзя назвать в полном смысле этого слова спортивными. И, соответственно, никаких требований к безопасности площадки или хотя бы к тому, чтобы трасса была обустроена вдали от металлических заборов, здесь не было. В спортивных школах с оборудованием все более или менее в порядке - его берегут как зеницу ока. А дети все равно получают травмы.

В Крыму новые детские площадки установили с нарушениями

Для 13-летней петербурженки тренировка по акробатике закончилась черепно-мозговой травмой. Девятиклассник готовился к соревнованиям по танцам и при попытке сделать сальто упал и получил травму головы. В Купчино на соревнованиях по тхеквандо 14-летнему спортсмену отбили селезенку. И это только те случаи, когда Следственный комитет инициировал проверки и возбуждал уголовные дела.

Что стало причиной травмы, как правило, остается загадкой. По крайней мере, Следственный комитет регулярно возбуждает дела по факту получения травм, прокуратура выходит с проверками в спортивное или образовательное учреждение. Но если в деле не фигурирует конкретное оборудование, то никто не дает ответа, кто виноват: родители, отдавшие ребенка в секцию, или преподаватель, поручивший слишком сложное для ребенка упражнение.

Больше всего проблем - с подростковыми клубами и кружками в школах. На спортивных соревнованиях и во всех спортшколах в обязательном порядке дежурят врачи, способные оказать в случае чего первую помощь. Для учреждений дополнительного образования присутствие доктора не обязательно, да и к чему, если на пять секций вышивки и игры на народных инструментах присутствует один кружок, к примеру, по восточным единоборствам.

Даже если занятия происходят на базе обычных общеобразовательных школ, врача тоже нет рядом, ведь у него по трудовому договору 8-часовой рабочий день, который заканчивается тогда, когда многие дети только приходят на дополнительные занятия.

В аварии с нелегальным такси в Коми пострадали четверо детей

И ученики остаются один на один с педагогом. А умеет ли он оказывать первую помощь, еще большой вопрос, ведь программа педагогических вузов регулярно трансформируется и объем знаний по медицине постоянно меняется. А сотруднику подросткового клуба и вовсе не обязательно иметь профильное педагогическое образование, главное - иметь компетенции в той сфере, в которой он учит детей.

Эксперты считают, что исправить ситуацию можно, если наладить в школах систему медицинского сопровождения. Сейчас на одного врача должно приходиться не менее тысячи детей, на одну медсестру - 600. В небольших школах, где детей значительно меньше, медработники - это приходящие сотрудники. Такой подход не позволяет качественно обеспечить медосмотры и выявить патологии у конкретного ребенка. Также специалисты полагают, что необходимо ввести медицинское сопровождение в секциях, связанных со спортом. Конечно, это не сможет предотвратить травмы, но, по крайней мере, если уж в учреждении происходит ЧП, то рядом будет находиться врач, который сможет помочь.

Прямая речь

Андрей Калинин, директор Института здоровья и реабилитологии НГУ имени Лесгафта:

- Ключевая проблема - это состояние здоровья детей. При записи в спортивную школу (именно спортшколу, а не секцию в подростковом клубе) проводится обследование здоровья ребенка.Физическая культура - это своего рода провокатор, стрессорный фактор любого вялотекущего процесса в организме, и любая нагрузка - кувырок вперед или выпрыгивание с места, может привести к проявлению тех самых генетически заложенных дефектов, которые нельзя выявить в процессе простой диспансеризации. Считаю, что корни проблем со здоровьем петербургских школьников в том, что их прадеды пережили блокаду. Состояние здоровья детей блокадников обсуждалось в 60-70-е годы, но полномасштабных исследований не проводилось.

А сейчас ситуация усугубляется еще и тем, что зачастую даже те проблемы со здоровьем, которые выявляются, по разным причинам игнорируются. Мне регулярно приходится общаться с родителями, которые просят во что бы то ни стало записать ребенка в спортивную школу. Даже если выясняется, что у ребенка есть риск развития порока сердца или есть серьезный дефект опорно-двигательной системы, который может привести к инвалидности, многие родители настаивают на записи в школу.

Здоровье Санкт-Петербург Северо-Запад