В основном нарушения происходят на предприятиях малого бизнеса. "На частных предприятиях нарушения при оформлении трудовых отношений с работодателем происходят в 3,5 раза чаще, чем в государственном или муниципальном секторе", - сообщил "Российской газете" директор центра Андрей Покида.
Чаще всего работникам задерживают зарплату или выплачивают совсем не столько, сколько изначально было обещано. На втором месте среди нарушений - переработки. Людей или заставляют оставаться после работы, или просят выходить в выходные. Примерно каждый десятый опрошенный указывал на факты нарушений в связи с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска - его сроки сдвигались или он оплачивался не полностью.
По мнению россиян, им зачастую неверно рассчитывают оплату больничного. Чуть реже работники сталкиваются с произволом при увольнении.
Интересно, что отстаивать свои права люди не готовы. Более половины опрошенных (54 процента), столкнувшихся с нарушением своих трудовых прав, вообще никуда не обращались. Лишь треть пыталась решить проблему непосредственно с начальством. Только пять процентов респондентов рассказали, что обращались за помощью в профсоюз. Еще реже используются такие способы защиты, как суд и трудовая инспекция.
"Сегодня работники, особенно на частных предприятиях, находятся в слишком зависимом положении от своего руководства, - отмечает Андрей Покида. - Люди готовы потерпеть, но не готовы лишний раз обострять отношения. И лишь когда происходит систематическое нарушение прав, начинают действовать. Но самый активный способ защиты - это все-таки набраться смелости и пойти поговорить с начальником. В каких-то случаях удается найти компромисс. Но если конфликт неразрешимый, люди предпочитают уходить и искать новое место".
Покида также обращает внимание на тот факт, что практически лишены возможностей юридической защиты работники "теневой" сферы, так как у них отсутствуют документальные основания для подачи жалоб.
Тем не менее, как показывают данные опроса, усилия тех работников, которые пытались отстаивать свои права, оказались не напрасными. В текущем году лишь 14 процентов из них не добились успеха, а треть заявили, что им в полной мере удалось отстоять свои права. По данным РАНХиГС, за десять лет доля положительных решений по жалобам работников увеличилась в два раза.