Судебные приставы просят семьи с детьми освободить единственное жилье. Новоиспеченные граждане России не смогут дальше строить здесь свою жизнь, но и возвращаться на историческую родину они опасаются.
Бежали от войны
Эта непростая история началась в 2014 году, когда граждане Украины прибыли в незнакомый регион Поволжья на борту самолета МЧС. Он доставил в Пензу 180 человек, вынужденных оставить свои дома в Донбассе и Луганске после бомбежек.
- Помните битву у мемориала Саур-Могила - это одна из самых высоких точек в шахтерском районе Донецкой области. Она находится рядом с нашим городком Снежным. В июне 2014 года возле него шли ожесточенные бои, бомбы падали на город. Были разрушены две пятиэтажки, среди пострадавших оказались дети и старики. Все бежали от войны, и мы тоже, - рассказывает Оксана Тахватулина.
Беженцев доставили сначала в палаточный лагерь в Ростове, затем в Пензу, где три месяца они провели в санатории. Примечательно, что официально признанный статус беженца никто из них так и не получил и соответствующих выплат тоже. Им оформили документы о предоставлении убежища и выдали разрешение на временное проживание. В том же году пензенские власти отчитались, что все беженцы трудоустроены и обеспечены жильем.
Прибывшим в Пензенскую область украинцам предложили стать участниками программы по переселению соотечественников. По ней полагалось содействие в трудоустройстве на селе и предоставление жилья, а также небольшие подъемные - 20 тысяч рублей главе семейства и по десять - каждому члену семьи.
Платили за пустоту
Муж Оксаны - Роман, как и другие шахтеры, пошел работать каменщиком в крупную строительную компанию. Тяжелый труд его не пугал, главное, ему сразу дали жилье в новостройке. Двухкомнатную квартиру предоставили по договору коммерческого найма с возможностью последующего выкупа. На руках у него до сих пор есть договор с печатью "Пензастроя". В нем указан и пункт о том, что строительная организация обязуется никому не переуступать жилье, пока не истечет срок договора. Позже дополнительным соглашением срок его действия продлили до конца 2017 года. Но в августе на пороге "двушки", где живет семья Тахватулиных, появились судебные приставы. Они сфотографировали скромную обстановку в квартире и сообщили, что по решению суда она арестована и выставляется на публичные торги вместе с остальными квартирами, тоже предоставленными "Пензастроем" по программе содействия переселению соотечественников. Примечательно, что в них проживают не только украинцы, но также молдаване и россияне.
- Сказать, что мы были ошарашены, значит ничего не передать. На протяжении трех лет мы платили по десять тысяч рублей в месяц за съем жилья, оплачивали коммунальные услуги, а также вносили посильные суммы в счет погашения стоимости квартиры. Многие уже выплатили по 300-500 тысяч рублей. Мы планировали погасить часть долга материнским капиталом, здесь у нас родился второй ребенок. Но теперь все мы можем остаться без единственного жилья, в зиму нас выставляют на улицу, - переживает Оксана Тахватулина.
С детьми - на улице
Как выяснилось, в 2015 году строительная компания "Пензастрой" столкнулась с финансовыми сложностями. Она вынуждена была обратиться за кредитом в банк "Кузнецкий". По данным пострадавших жильцов, общий размер займа составил около 15 миллионов рублей. Только половина суммы была выплачена. По иску банка с "Пензастроя" взыскали восемь миллионов рублей вместе с набежавшей пеней. В счет долга было арестовано имущество, в том числе заложенные квартиры.
- Получается, что "Пензастрой" дважды обманул: сначала нас, пообещав, что эти квартиры будут нашими, а потом банк. В договоре кредитования тоже есть пункт о том, что заемщик гарантирует: заложенное имущество не принадлежит третьим лицам, - рассказывает другая пострадавшая Наталья Ткаченко.
Только спустя время жильцы узнали, что заключенные с ними договоры коммерческого найма с правом последующего выкупа не имеют юридическую силу, так как не были занесены в Росреестр, в отличие от договоров с коммерческим банком.
В "Пензастрое" говорят, что не имели злого умысла и квартиры переселенцев были заложены ошибочно. Здесь даже готовы предоставить банку другое имущество, а это оставить за проживающими в нем людьми. Но истцы не согласны идти на подобного рода уступки, требуя то, что им принадлежит по праву.
Попытки людей достучаться до представителей власти не увенчались успехом. Их обращение в приемную губернатора даже не хотели регистрировать, потом поставили штамп о принятии заявления, но без присвоения номера. Обращение пока осталось без ответа.
В банке с жильцами тоже никто не хочет разговаривать, их даже не хотят признавать заинтересованной стороной по делу. Приставы посоветовали пострадавшим участвовать в публичных торгах, но для этого они обязаны внести залог в размере около 300 тысяч рублей, а затем всю сумму наличными в течение 30 дней. Таких денег у семей вынужденных переселенцев нет. Поскольку квартиры не находятся в собственности, у них есть лишь временная регистрация. По ней нельзя взять кредит даже на телефон, не говоря уже об ипотечном кредите.
В спорных квартирах в настоящее время зарегистрированы в общей сложности более 20 несовершеннолетних. Большинство их родителей не могут позволить себе нанять адвоката, чтобы отстоять свои права.
- Ситуация сложная, но даже возбуждение уголовного дела не решит проблем людей. Мы обратились в Пензенский районный суд с требованием исключить данные квартиры из-под ареста на том основании, что были нарушены права третьих лиц. Помимо этого сформирован иск в Арбитражный суд Пензенской области об отмене ранее вынесенного решения по заложенному имуществу "Пензастроя" по вновь открывшимся обстоятельствам, - пояснила адвокат Ольга Борисова.
А пока мамы с детьми на руках больше всего боятся услышать, что у них снова нет дома.