03.11.2017 10:47
Культура

Воронежцы увидели необычный вариант "Снегурочки"

Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Растаять, чтобы спасти людей, пришлось героине самого эстетского спектакля из программы фестиваля "Маршак"-2017. Языческий сюжет "Снегурочки" стал у кукольников из петербургского театра "Бродячая собачка" христианской притчей о самопожертвовании.
Читать на сайте RG.RU
"Зоопарк драконов" заинтриговал воронежцев

Их изящный, как снежинка, спектакль держится прежде всего на оформлении: строгая цветовая гамма (серый, белый, красный) и сложные орнаменты, лоскутное шитье и "обугленное" дерево. Художник Юрий Хариков (к слову, уроженец Воронежа) аккуратно стилизовал то, что ассоциируется с подлинным фольклором. Неслучайно и куклы - без лиц: в старину считалось, что если обозначить глаза, то у игрушки появится душа. Кокошники на головах актеров изображают здесь то гребни прялок, то заснеженные деревья, то масленичные блины…

Под стать и сюжетные ходы. Хороводы, кулачные бои, обрядовое призывание дождя - история щедро "расшита" экскурсами в народную культуру.

- В последнее время в театрах кукол появляется много странной эстетики, негативной, фриковой. Мы захотели сделать, наоборот, подчеркнуто красивый спектакль. И то, что это удалось, - заслуга Харикова. Он всегда опережал время, опережает и сейчас, - отметила режиссер Альфия Абдулина. - Из-за его требовательности, правда, на постановку ушло полтора года (обычно на новые спектакли у нас уходит втрое меньше времени). Над куклами трудилось около 40 технологов, и Хариков постоянно что-то критиковал - то взгляд не тот, то ноготок надо подпилить. Три фигурки цыгана забраковал, двух медведиц, двух Снегурочек… Корову (будто собранную из головешек. - "РГ") художница три месяца расписывала - сухой кистью по бархату!

В Воронеже началась охота на эльфов

Режиссер призналась, что ее замысел был более бытовым. Но Хариков предложил визуальное решение, которое задало философский подтекст. В начале спектакля четыре пряхи-мойры садятся плести историю, но появляется кот, все запутывает, и наступает совсем другая эра. Христианская.

Снегурочку, которая летает над сценой в кружевном платье, принимают лишь дети и животные. Взрослые - норовят заклевать. Но наступает засуха, и героиня, чтобы вызвать дождь, отправляется в огонь. В момент "прозрения" на лице Снегурочки появляется глаз.

- После премьеры мы проводили беседы со зрителями, чтобы узнать, как они воспринимают спектакль, ясен ли им мотив самопожертвования. Мой знакомый пришел с внуком и сказал, что должен пересмотреть еще несколько раз, - мол, то ли не дорос, то ли перерос такой формат. А ребенок сразу уловил суть, - добавила Абдулина. - Детки 4-5 лет сказали, что Снегурочка - инопланетянка. Так и есть, она же по сказке физически не может существовать в мире людей. Но, конечно, взрослые в этой постановке понимают больше.

Драматический театр Воронеж Центральная Россия