Почти 20 лет назад художник и поэт Сергей Голышев был, как и все родители "особенных" младенцев, ошарашен свалившимся на него испытанием. Сын Коля напоминал вялого лягушонка, врачи советовали сдать малыша на попечение государства - мол, он наверняка не сможет ходить, говорить, держать ложку, надевать ботинки… Голышевы ребенка оставили. Приняли. Полюбили. Вложили в его развитие все свое упорство и веру. Ну а сколько тепла получили взамен, и говорить не стоит - недаром детей с таким синдромом называют "солнечными".
Сергей написал честную книгу "Мой сын - даун". В нее вошли и стихи - Коля вырос тоже поэтом. "Идут лучи по небу, / И серебряные облака / Задевают мою душу. / И я рад тому, что существует моя печаль" - это сочинение в спектакле не читают, но оно прекрасно описывает то, что видит зритель.
Лучи здесь - один из главных образов. Они "зайчиками" играют на неизвестной планете, с которой прилетел в роддом крошечный герой. Там ухает сова, бродит смешной олень и растут деревья - ветвистые, как рога. В земном мире все перевернуто с ног на голову, и деревья эти служат просто ножками стола. Правда, отец Коли умеет погружаться в сказку - видеть то же, что сын, и даже подманивать его оленя (бурятская внешность и горловое пение актера Александра Балсанова делают эпизод особенно ярким). Если папу спросят, отчего у ребенка такой странный разрез глаз, он ответит: "А мы потомки Чингисхана".
Лучи исходят и от самого Коли, который наделен даром любви. По ним в его мире можно ходить, как по канатам. От избытка сердца мальчик сочиняет себе лучшую подругу Варю, к которой можно приехать в гости на электричке, которая "не устает", чтобы пожевать пирожков и запить арбузным соком.
Для спектакля Туминой понадобился минимум слов. Он словно нарисован лунным светом и звуками. Особенно хороша "партия" Коли - младенческое агуканье и косноязычный лепет, который имитируется так, чтобы зритель чувствовал не дурную жалость к "убогим", а спокойное умиление. На тот же эффект работает пластика и мимика кукол - у подросшего героя тонкие непослушные ножки и ручки, мягкая голова с еле заметными движениями рта и глаз.
"Колино сочинение" - вовсе не о толерантности и родительском мужестве (хотя поговорить о них со сцены было бы непредосудительно). Тема его - любовь: та, что движет солнце и не ищет своего. Узнав про Иова, потерявшего все, что имел, кукольный Коля признается, что на его месте попросил бы у Бога Варю. А зрители чувствуют, что кровь Чингисхана течет и в них.
Спектакль "Колино сочинение"