В Польше, где намечаются перестановки в правительстве, и, по данным местных СМИ, шатается кресло под главой МИД Витольдом Ващиковским, решили все-таки замечать то, на что раньше закрывали глаза: нежелание украинцев пойти навстречу польским историческим чаяниям. Напомним, что в апреле на кладбище в польской деревне Грушовице местными жителями с согласия властей был снесен памятник Украинской повстанческой армии, установленный там нелегально в 1994 году. В ответ украинский Институт национальной памяти прекратил процедуру легализации польских памятников, установленных без разрешения властей, которых, по данным главы этой организации, на украинской территории не меньше 105.
Киев также заблокировал работы польского Института народной памяти по поиску польских захоронений и эксгумации останков на Украине. Чтобы вывести ситуацию из тупика, в конце октября в Киев отправился министр культуры Польши Петр Глинский. Он пытался уговорить украинскую сторону не увязывать одно с другим, мотивируя это тем, что памятники УПА устанавливались нелегально и местные власти имеют полное право их сносить. Однако переговоры окончились для Варшавы полным фиаско. Тогда за дело взялся глава польского МИД, который, понимая, что от него ожидают твердости, пригрозил тем украинским чиновникам, которые препятствуют эксгумациям, а также тем украинцам, которые "занимаются антипольской деятельностью", запретом на въезд в Польшу. Более того, он озвучил то, о чем думают многие люди во власти: "Зная, что с точки зрения геополитики Украина имеет огромное значение для Польши, украинцы не прикладывают усилий для решения проблем, относящихся к прошлому".
За этим последовал визит Ващиковского в Львов. На украинской земле глава МИД возложил цветы на кладбище польских защитников Львова, на которое, по данным польской Gazeta Prawna, уже два года, несмотря на неоднократные воззвания польской стороны, не возвращают каменных львов, бывших частью главного монумента, и принял участие в мессе в костеле св. Марии Магдалины, который на сегодняшний день является "Домом органной музыки", и местные власти, несмотря на усилия львовской польской общины, никак не передадут католической церкви.