Виолончель размером со скрипочку. Скрипочка размером с губную гармошку. Такое случается, если сам музыкант не больше смычка.
От "Калинки" до Моцарта. Диапазон талантов юных конкурсантов гораздо больше, чем их средний возраст. Когда шестилетняя малышка Эмили Атуахина уверенно синкопирует в такт джазовой композиции, это восхищает и завораживает. Даже искушенное жюри в лице Дениса Мацуева, Светланы Безродной, Олега Погудина и Николая Цискаридзе. Профессиональные советы и ангажементы сыпятся на артистов как из рога изобилия. Ведущая Дарья Златопольская помогает им разобраться в вариантах блестящего будущего.
"Эмили, хотела бы ты вести гастрольную жизнь?" - спрашивает она у юной джазовой певицы. Эмили в растерянности. Зато не теряется Златопольская. Специфика интервьюирования малышей ей уже отлично знакома. "Видимо, надо объяснить, что такое гастрольная жизнь. Это - ездить по городам и странам и выступать с Денисом Мацуевым, - объясняет она, - как тебе такая перспектива? Или теперь надо объяснять, что такое "перспектива".
Конферанс, импровизированные диалоги, блиц-интервью с участниками важная составляющая шоу. Особенно если участники застенчивы и не привыкли к блеску софитов и сиянию славы в силу юного возраста. Зато обладают уже феноменальным трудолюбием и совсем недетским прилежанием. Пока на сцене меняют декорации к следующему выступлению и звукооператоры проверяют микрофоны, на сцену выходят малюсенькие дети в бархатных камзольчиках и париках эпохи рококо. Последняя репетиция перед эфиром. И ничто - ни снующие рабочие сцены, ни технические переговоры по громкой связи, ничто не сбивает их с ритма менуэта Боккерини! "Словно открылась музыкальная шкатулка", - отозвалась потом об их выступлении Светлана Безродная.
Квартет собрался специально для участия в "Синей птице" - Эмиль Волков (клавесин, 8 лет), Борис Куликов (виолончель, 7 лет), Глеб Панов (скрипка, 7 лет), Ева Зарщикова (блок-флейта, 7 лет). За месяцы совместных репетиций успели подружиться и сами себя прозвали "Боккерини, Бах, Моцарт и его сестра". После выступления и отзывов жюри Дарья Златопольская уводит музыкантов на диванчик для интервью. И тут зритель понимает, что перед ним не ожившая миниатюра времен романтизма, а просто маленькие дети. Только что они виртуозно играли пьесы под аккомпанемент огромного симфонического оркестра, и вот уже отчаянно смущаются от внимания к себе. Разрядить обстановку помогает Дарья и ...йога.
- Я знаю, что ты занимаешься йогой, - спрашивает она Глеба.
- Ну да… Потому что Иегуди Минухин считает, что это полезно скрипачам.
- Покажешь нам что-нибудь?
- Не покажет, - встревает в диалог режиссер по интеркому, - у него в костюме передатчик.
- Зачем вы нашпиговали ребенка передатчиками?! - шутит Златопольская. Она помогает Глебу избавиться от микрофона и передатчика. А затем эти двое - мальчик в напудренном паричке и камзоле и тонкая женщина в белоснежных шелковых брюках - садятся в позу лотоса. Прямо на полу сцены. От стеснения не остается и следа! Теперь можно и поговорить. Квартет и Дарья уютно устраиваются на диване. Это уже и не интервью вовсе, а дружеская болтовня.
- А правда, что ты начал играть в 4 года?
- Ага.
- А я в три с половиной!
- А я уже зато играл концерт Вивальди!
- Подумаешь, я тоже играю концерт Вивальди
- А я уже Гайдна учу!
- Какой концерт? Ре мажор?..
- Ну все, пошли музыкантские разговоры, - смеется Златопольская.
В любом представлении, будь то кино, спектакль или концерт, важна динамика. Именно она держит внимание зрителя, она задает пульс действию, наполняя его объемом, не давая превратиться в монотонный набор эпизодов или выступлений. Чувствовать динамику, сохранять ее ритм - большое мастерство. Режиссеры говорят, что сложнее всего снимать детей и животных. Ты не можешь заставить их играть по-актерски, но можешь создать такую оправу для их искренности, что меркнет любой профессионализм. Конечно, чем старше артист, тем проще найти к нему подход, встроить его характер в представление. Особенно если артист хоть и юн, но уже обладает отменным чувством юмора.
Влад Седов играет на балалайке. И "Калинку", и "Турецкий марш" Моцарта. "Такое мужское, мощное владение инструментом", - сказал о его выступлении Олег Погудин. В свободное от балалайки время Влад любит на время собирать кубик Рубика и фотографировать. Дарья дала ему кубик. Собрал меньше чем за минуту. Дарья дала ему фотоаппарат.
- Сейчас он его тоже разберет, соберет заново и сфотографирует, - комментирует Цискаридзе.
- Это ж не автомат Калашникова, чтоб его разбирать и собирать, - не тушуется Влад.
Да, "Синяя птица" - конкурс академических дисциплин. Здесь выступают талантливые дети. Здесь строгое жюри, прекрасная ведущая, живой симфонический оркестр, сказочно красивые и дорогие декорации. А еще "Синяя птица" - это очень уютно.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"