08.11.2017 21:40
Экономика

В Москве могут запретить строительство парковок во дворах

Готовы ли москвичи жить во дворах без машин?
Текст:  Ирина Рыбникова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №254 (7420)
Москвичей, чьи дома попали в программу реновации, обещают переселять в более комфортное жилье. И комфорт этот должен начинаться еще во дворе - власти рассматривают возможность строительства жилых микрорайонов по модной концепции "двор без машин". Что это такое?
Читать на сайте RG.RU
Чего ожидают москвичи от новых кварталов по программе реновации

Первый такой проект был реализован в 2002 году при реконструкции столичного района Хорошево-Мневники. Сейчас аналогичные жилые комплексы есть почти в каждом столичном округе, в Новой Москве, в Красногорске, Мытищах, Химках. Автомобили по этой концепции выводятся за пределы жилого комплекса. Въезды во дворы закрываются шлагбаумами. Место, которое в обычных дворах занимают машины, отдается под благоустройство и озеленение. "В наших жилых комплексах, например, озеленение занимает до 60% дворового пространства", - рассказали "РГ" в пресс-службе концерна КРОСТ, который, к слову, и является автором первого столичного проекта "двор без машин". Все дороги в таких дворах не жалко выложить плиткой, ведь ее не будут разбивать машины. Если нет авто, можно без боязни отпускать во двор детей и не ставить бордюры. А во дворах без бордюров гораздо лучше чувствуют себя инвалиды, пенсионеры и мамы с колясками. Ну и общая атмосфера двора меняется. "Проводились исследования: в обычном дворе жители домов в среднем проводят от 3 до 5 минут в день - столько времени нужно, чтобы дойти от подъезда до машины или наоборот. Во дворе без машин жители ежедневно задерживаются в среднем на 2 часа. Причем сначала отдыхают поодиночке или только своей семьей, а со временем появляются общие для соседей мероприятия", - утверждают в КРОСТе.

Но к безопасности и чистому воздуху, свойственным дворам без машин, прилагаются и определенные технические требования. Жилой комплекс должен иметь хотя бы несколько сквозных проходов, иначе вся прелесть безбарьерной среды для инвалидов теряется. Ключи от шлагбаумов жителям выдавать не предполагается, иначе через месяц-другой все забудут, что изначально "вас тут не стояло". Значит, нужно нанимать отдельного консьержа - кто-то же должен пропускать во двор машины "скорой помощи" или коммунальных служб, которые обязаны ежедневно вывозить мусор. А это дополнительные расходы на содержание жилья, которые лягут на граждан.

Эксперты прочат концепции "Двор без машин" хорошее будущее

"Но главная проблема, с которой столкнутся жильцы, - упорное нежелание большинства соседей ни парковаться далеко от дома, ни тратиться на оплату парковки", - говорит Ирина Ливанская, проживающая в жилом комплексе "Мой адрес", что расположен в Северном административном округе Москвы. Комплекс строился по концепции "двор без машин", но просуществовал в таком виде недолго. "Нам предложили два варианта - арендовать машино-место на платной парковке за 3 тысячи рублей в месяц, либо каждый раз самостоятельно искать, где оставлять автомобиль на ночь, - рассказывает Ирина. - Но до платного паркинга идти минут 20, а все бесплатные парковочные места забиты транспортом уже к 8 часам вечера. И жители разными способами начали добывать себе ключи от шлагбаумов. Сейчас во дворе машины стоят в 2-3 ряда".

Власти Москвы изменили стандарты реновации

Тем не менее девелоперы прочат подобным проектам хорошее будущее. Концепция "двор без машин" подразумевает, что жители вместе с квартирой будут приобретать и машино-места в наземных или подземных паркингах. Но первые могут располагаться совсем не близко от дома, а вторые обычно стоят космических денег. "При массовой квартальной застройке, а именно этим способом в Москве намерены обновлять жилой фонд по программе реновации, бесплатные наземные парковки будут запланированы в проекте, да и затраты на строительство подземных гаражей могут существенно снизиться. Тем более что паркинг можно не уводить далеко под землю, ограничившись пространством первого этажа", - считает эксперт Союза девелоперов России Сергей Земсков. Он отмечает также, что квартальная застройка позволяет в первой же очереди строительства продемонстрировать жителям модель всей будущей жизни. Граждане сразу видят отношение к обустройству общественных пространств. А это способно быстро поменять отношение потенциальных жителей кварталов к комфорту окружающей их среды. "Лет через пять покупка машино-места будет не роскошью, как сейчас, а естественным желанием новосела", - уверен эксперт.

Коротко

Три главных плюса дворов без машин

1. Хорошая экология. Во дворе, где не чадят машины, а вместо парковок растут деревья, дышится всегда легче.

2. Безопасность детей. Не нужно все время следить за тем, чтобы сосед-лихач случайно не задел заигравшегося ребенка.

3. Увеличение полезной площади двора. В любом дворе машины занимают от 20 до 60 процентов территории. Ее можно отдать под дополнительные объекты благоустройства.

Жилая недвижимость Москва Столица