Первый такой проект был реализован в 2002 году при реконструкции столичного района Хорошево-Мневники. Сейчас аналогичные жилые комплексы есть почти в каждом столичном округе, в Новой Москве, в Красногорске, Мытищах, Химках. Автомобили по этой концепции выводятся за пределы жилого комплекса. Въезды во дворы закрываются шлагбаумами. Место, которое в обычных дворах занимают машины, отдается под благоустройство и озеленение. "В наших жилых комплексах, например, озеленение занимает до 60% дворового пространства", - рассказали "РГ" в пресс-службе концерна КРОСТ, который, к слову, и является автором первого столичного проекта "двор без машин". Все дороги в таких дворах не жалко выложить плиткой, ведь ее не будут разбивать машины. Если нет авто, можно без боязни отпускать во двор детей и не ставить бордюры. А во дворах без бордюров гораздо лучше чувствуют себя инвалиды, пенсионеры и мамы с колясками. Ну и общая атмосфера двора меняется. "Проводились исследования: в обычном дворе жители домов в среднем проводят от 3 до 5 минут в день - столько времени нужно, чтобы дойти от подъезда до машины или наоборот. Во дворе без машин жители ежедневно задерживаются в среднем на 2 часа. Причем сначала отдыхают поодиночке или только своей семьей, а со временем появляются общие для соседей мероприятия", - утверждают в КРОСТе.
Но к безопасности и чистому воздуху, свойственным дворам без машин, прилагаются и определенные технические требования. Жилой комплекс должен иметь хотя бы несколько сквозных проходов, иначе вся прелесть безбарьерной среды для инвалидов теряется. Ключи от шлагбаумов жителям выдавать не предполагается, иначе через месяц-другой все забудут, что изначально "вас тут не стояло". Значит, нужно нанимать отдельного консьержа - кто-то же должен пропускать во двор машины "скорой помощи" или коммунальных служб, которые обязаны ежедневно вывозить мусор. А это дополнительные расходы на содержание жилья, которые лягут на граждан.
"Но главная проблема, с которой столкнутся жильцы, - упорное нежелание большинства соседей ни парковаться далеко от дома, ни тратиться на оплату парковки", - говорит Ирина Ливанская, проживающая в жилом комплексе "Мой адрес", что расположен в Северном административном округе Москвы. Комплекс строился по концепции "двор без машин", но просуществовал в таком виде недолго. "Нам предложили два варианта - арендовать машино-место на платной парковке за 3 тысячи рублей в месяц, либо каждый раз самостоятельно искать, где оставлять автомобиль на ночь, - рассказывает Ирина. - Но до платного паркинга идти минут 20, а все бесплатные парковочные места забиты транспортом уже к 8 часам вечера. И жители разными способами начали добывать себе ключи от шлагбаумов. Сейчас во дворе машины стоят в 2-3 ряда".
Тем не менее девелоперы прочат подобным проектам хорошее будущее. Концепция "двор без машин" подразумевает, что жители вместе с квартирой будут приобретать и машино-места в наземных или подземных паркингах. Но первые могут располагаться совсем не близко от дома, а вторые обычно стоят космических денег. "При массовой квартальной застройке, а именно этим способом в Москве намерены обновлять жилой фонд по программе реновации, бесплатные наземные парковки будут запланированы в проекте, да и затраты на строительство подземных гаражей могут существенно снизиться. Тем более что паркинг можно не уводить далеко под землю, ограничившись пространством первого этажа", - считает эксперт Союза девелоперов России Сергей Земсков. Он отмечает также, что квартальная застройка позволяет в первой же очереди строительства продемонстрировать жителям модель всей будущей жизни. Граждане сразу видят отношение к обустройству общественных пространств. А это способно быстро поменять отношение потенциальных жителей кварталов к комфорту окружающей их среды. "Лет через пять покупка машино-места будет не роскошью, как сейчас, а естественным желанием новосела", - уверен эксперт.
Три главных плюса дворов без машин
1. Хорошая экология. Во дворе, где не чадят машины, а вместо парковок растут деревья, дышится всегда легче.
2. Безопасность детей. Не нужно все время следить за тем, чтобы сосед-лихач случайно не задел заигравшегося ребенка.
3. Увеличение полезной площади двора. В любом дворе машины занимают от 20 до 60 процентов территории. Ее можно отдать под дополнительные объекты благоустройства.