В Волжском бассейне по числу затонувших судов лидирует Астраханская область. В региональной природоохранной прокуратуре печальное лидерство области объясняют, в первую очередь, тем, что здесь развито промышленное рыболовство и судоходство в дельте Волги. Мол, там, где больше всего плавают, там чаще и тонут.
Чуть меньше кораблей лежит на дне рек в Республике Татарстан (90) и Нижегородской области (около 50). Причем ежегодно количество брошенных судов увеличивается, по разным оценкам, на 5 - 10 процентов. И то немногое, что успевают сделать за год для их утилизации, в итоге сходит на нет.
В Волжской природоохранной прокуратуре поясняют, что подъем затонувших плавсредств ведется постоянно, начиная с 1998 года. За это время было поднято и утилизировано либо отремонтировано около двух тысяч судов.
Главная же проблема, считают в прокуратуре, в том, что корабли эти, как правило, бесхозные. И в этом случае их утилизация ложится на плечи муниципалитетов. А для районных или тем более сельских администраций это, конечно, очень дорогое удовольствие, и добровольно за решение проблемы берутся немногие.
К примеру, в прошлом году в Волгоградской области, которая также находится в зоне ответственности Волжской природоохранной прокуратуры, со дна речного подняли нефтеналивной танкер и затонувший теплоход. В общей сложности на утилизацию потратили более 600 тысяч рублей. Причем эксперты говорят, что это далеко не самая большая цифра. В зависимости от сложности работы и веса судна, подъем и утилизация может стоить несколько миллионов рублей. Например, российская компания, специализирующаяся как раз на такой работе, обещает выполнить технологический демонтаж судна примерно за две тысячи рублей за тонну. При примерном весе баржи 150 тонн только ее утилизация потянет на 300 тысяч рублей. А ее еще нужно поднять из воды и доставить до предприятия, которое займется резкой.
Поэтому естественно, что практически всегда добиваться подъема судна приходится через суд.
- По иску Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры на администрацию города Краснослободска судебным решением возложена обязанность организовать подъем трех затонувших судов и вывоз остатков погибших кораблей (дебаркадера, пассажирского теплохода и баржи). Два плавсредства уже подняты и утилизированы, - говорит и. о. Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Вячеслав Шелкопляс.
У проблемы есть и другая сторона, считает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Астраханской области Наиля Никитина.
- Иногда затонувшее судно находится в акватории, которую взял в аренду предприниматель. У нас довольно много рыбодобывающих предприятий, есть судоремонтные. Они берут участки акватории в аренду, а затем к ним приходят надзирающие органы и говорят, что они обязаны поднять и утилизировать судно или же заплатить штраф. Но каким же образом предприниматель мог узнать, что лежит на дне реки или озера, что ему, с аквалангом нырять? - недоумевает Никитина.
Необходимо, чтобы предпринимателей еще до заключения договора аренды акватории ставили в известность о том, что там на дне. Тогда коммерсанты заранее могли бы просчитать возможные затраты на такие подводные сюрпризы, считает Никитина.
И практически все эксперты единогласно говорят, что проблему подъема и утилизации судов можно решить только сообща, при софинансировании из казны и внебюджетных источников. Поэтому сейчас большую надежду в регионе возлагают на программу "Оздоровление Волги", паспорт которой утвердил федеральный кабмин. Весь проект рассчитан на срок до 2025 года и предполагает комплекс мероприятий для сохранения одной из главных российских рек. В целом бюджет проекта составляет 257 миллиардов рублей. В результате реализации проекта планируется сократить сбросы загрязненных вод в девять раз, ликвидировать наиболее опасные объекты накопленного экологического вреда и обеспечить сохранение биоразнообразия реки Волги.
Кстати
В реке Кизань в Астраханской области находится одно из самых крупных затонувших судов - жиромучной плавучий завод "Дон". Его длина - 72 метра, высота борта - 5,7 метра, затонуло судно в 2003 году, что привело к изменению течения реки и обрушению берега. Поднять его пытались в 2008 году с помощью самого большого в России плавкрана "Волгарь", но тросы не выдержали вес "Дона".