А ведь было время, когда не только по большим, но и малым рекам, а также по крупным озерам буквально летали пассажирские суда на подводных крыльях. Сегодня на плаву осталось несколько десятков крылатых судов. Но даже при этом пассажиропоток на таких судах только в Санкт-Петербурге вырос с 2014-го до текущего года с семисот тысяч до миллиона человек. Новых "Комет" и "Ракет" действительно заждались. Именно они вернут жизнь многим речным маршрутам.
Символично, что крестной матерью судна с космическим именем и заводским номером 02701 стала первая в мире женщина-космонавт. Валентина Терешкова в своем приветственном слове отметила, что "Комета 120М" будет курсировать по Черному морю и пожелала ей семь футов под килем. По морской традиции, она разбила бутылку шампанского о борт судна. Гендиректор судостроительного завода "Вымпел", на котором построена "Комета", Олег Белков заявил, что в ближайшее время должно быть построено пять "Комет-120М", а всего на Черное море планируется поставить не менее 20 таких судов. Во время спуска на воду было заявлено о создании дочерней компании - оператора "Морские скоростные пассажирские перевозки", которая и должна организовывать рейсы на судах на подводных крыльях. И это не менее важно, чем начало строительства серии крылатых судов.
Еще весной 2015 года состоялось специальное заседание Морской коллегии, где обсуждался один вопрос: как организовать бесперебойное сообщение по морю между Крымом и портами Краснодарского края. На коллегии вспомнили, что еще в 1980-х целый флот скоростных судов на подводных крыльях курсировал между Новороссийском, Феодосией и южным берегом Крыма. Возродить такой флот мешал сложившийся рынок пассажирских перевозок - никто из работающих на Черном море судовладельцев заказывать суда на подводных крыльях не спешил. А нет заказов, нет и производства. . Тогда-то и было высказано предложение о создании специального оператора морских перевозок, который будет работать только со скоростными судами на подводных крыльях. Прошло всего два года, и слова воплотились в дела. Будущее крылатых судов определилось.
Из всех развитых в ХХ веке стран к проектированию таких судов мы приступили последними. Но наши проекты оказались самыми удачными. В 1957 году крылатая "Ракета" отправилась из Горького в свой первый рейс в Москву на Международный фестиваль молодежи и студентов. Речная "Ракета" стала такой же сенсацией, как и космическая. Благодарить надо гениального конструктора и очень настойчивого человека Ростислава Евгеньевича Алексеева. Всего в СССР было выпущено более 1300 крылатых судов под различными именами. Мы имели крупнейший скоростной флот в мире.
Полюбились наши крылатые "Кометы" в Греции. Их конструкция оказалась настолько удачной, а корпуса столь прочными, что там между островами до сих пор курсируют суда, построенные более тридцати лет назад.
В Нижегородском ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева сейчас спроектировано несколько проектов скоростных пассажирских судов нового поколения. Они будут способны курсировать по большим и мелководным рекам, а также по озерам и морям. К примеру, в Нижнем Новгороде уже заложено 45-местное речное пассажирское судно на подводных крыльях "Валдай-45". Оно идеально подойдет для региональных речных перевозок.
Особая гордость и надежда конструкторов - газотурбоход "Циклон 250М", рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Судно отличается хорошей мореходностью, устойчивостью на волне. Идеально подходит для дальних морских маршрутов в Юго-Восточной Азии. За рубежом к нему уже проявлен большой интерес.
А с началом строительства крылатого флота России экспортный потенциал наших скоростных судов возрастет многократно.