09.11.2017 11:48
Общество

Всероссийский экономический диктант выявил слабые места образования

Всероссийский экономический диктант выявил слабые места образования
Текст:  Евгения Мамонова
Российская газета - Спецвыпуск: Экономика №255 (7421)
Подведены итоги первого Всероссийского экономического диктанта - крупнейшей образовательной акции в области экономики за последнее время. Проверить свои знания решили более 60 тысяч человек. Специально для этого было организовано 638 региональных площадок, а также онлайн версия Диктанта. Акция обещает быть ежегодной и намерена завоевать не меньшую популярность, чем "Тотальный диктант" или "Всероссийский географический диктант".
Читать на сайте RG.RU

Рациональное управление семейным бюджетом, разумный подход к получению кредитов и сбережению собственных средств с использованием банковских продуктов - все эти знания являются необходимыми для эффективного управления личным бюджетом, особенно в условиях постоянно меняющейся экономической обстановки. Именно поэтому так много людей захотело проверить уровень своей экономической компетентности.

Всероссийский экономический диктант прошел во всех субъектах РФ. В пятерку лидеров по количеству человек, принявших участие в акции, стала Воронежская область - 2515 человек, Челябинская - 2352, Ростовская - 1959, Московская - 1948 и Владимирская - 1853.

Организатор Всероссийского экономического диктанта - Вольное экономическое общество России при содействии Финансового университета при правительстве РФ и других ведущих вузов России, администраций субъектов Российской Федерации. В оргкомитет и экспертный совет диктанта приглашены лучшие отечественные экономисты современности, государственные и общественные деятели.

Всероссийский экономический диктант написали более 60 тысяч человек

"На сегодняшний день крайне важно оценить уровень экономической образованности граждан, определить проблемные зоны в этой области, - считает вице-президент ВЭО России, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Михаил Эскиндаров. - Важно, чтобы наша молодежь и граждане страны в целом были готовы принимать грамотные экономические решения в своей повседневной жизни".

Молодежь действительно считает необходимым знать (а значит, в перспективе и повышать) уровень своей экономической грамотности. Об этом свидетельствуют результаты аналитического отчета, полученного по результатам диктанта.

"Всероссийский экономический диктант стал, без всякого сомнения, первой и важнейшей просветительской акцией подобного рода для всей России, - считает руководитель аналитической группы Всероссийского экономического диктанта, член президиума Вольного экономического общества России, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой "Производственный менеджмент" НИУ Московский авиационный институт Роман Голов. - Потребность в такой акции назревала давно. Об этом неоднократно говорило руководство страны, ассоциации работодателей, общественные организации и ведущие российские эксперты. Экономическая грамотность в настоящее время является залогом благосостояния как компаний - участников рынка, государственных структур, так и простых граждан, ежедневно управляющих собственным семейным бюджетом. Одной из целей диктанта и стала демонстрация того, насколько глубоко экономика пронизывает жизнь каждого человека, а принятие экономически важных решений сопровождает его не только в профессиональной деятельности, но и в большинстве жизненных ситуаций".

Одной из целей диктанта и стала демонстрация того, насколько глубоко экономика пронизывает жизнь каждого человека

Наибольший процент принявших участие в диктанте - это именно молодые люди, студенты и даже школьники. Среди всех возрастных категорий участников диктанта наибольшую долю в 66% занимают молодые люди от 14 до 18 лет. Прежде всего, это учащиеся общеобразовательных школ, в которых экономика преподается в качестве одного из предметов. Также в эту группу входят студенты колледжей и техникумов. Значительную долю - 27% занимает категория участников в возрасте от 19 до 25 лет, в которую вошли студенты экономических, технических и гуманитарных университетов. В меньшей степени участие в диктанте приняли лица в возрасте от 26 до 35 лет - около 3%, и в возрасте от 36 до 53 лет - 2%. Самой малочисленной категорией стали участники в возрасте от 54 до 65 лет - 0,75%, а также в возрасте от 66 лет и старше - 0,2%.

Если разделить участников диктанта по роду деятельности, то получится, что самая многочисленная категория - около 41% - студенты экономических вузов, 25% - студенты гуманитарных вузов, 18% - школьники, 12% - студенты технических вузов.

Студенты экономических вузов оказались не только наибольшей по численности аудиторией, но и самой грамотной в экономической сфере. Так, наибольшее число верных ответов на задания диктанта дали студенты экономических вузов. Из них 50% выполнили задания на удовлетворительном уровне, получив от 31 до 50 баллов, а 17% достигли статуса "Экономический авторитет" - от 51 до 100 баллов.

Всероссийский диктант определит уровень экономических знаний

На втором месте оказались студенты технических вузов: 48% - удовлетворительно, а 14% получили статус "Экономический авторитет". Третье место заняли учащиеся гуманитарных вузов: 49% решили задания на начальном уровне, 38% - на удовлетворительном и лишь 12% приобрели статус "Экономический авторитет".

Наивысшие результаты сред тех, кто уже закончил вуз, получили профессиональные экономисты (47% - удовлетворительно, 15 - "Экономический авторитет") и финансисты (43% - удовлетворительно, 19 - "Экономический авторитет").

Круглыми отличниками диктанта стали профессора и люди, обладающие ученой степенью, - 44% удовлетворительно, а 40% достигли уровня "Экономический авторитет". Это самый большой процент по сравнению с другими категориями.

Однако число профессоров, пришедших написать диктант, оказалось одним из самых маленьких - всего - 0,5% от совокупного числа респондентов. Эксперты объясняют такой низкий показатель тем, что наличие ученой степени не предполагает сомнения в фундаментальности своих знаний и не требует дополнительных подтверждений.

Диктант дал информацию о полноте, качестве и актуальности образовательных программ в российских школах, техникумах, колледжах и вузах

А вот школьники оказались своеобразными антилидерами диктанта. Так, наибольшее число респондентов, получивших от 0 до 30 баллов, относятся к самой молодой возрастной категории - от 14 до 18 лет (школьники) - 51%. Также в эту группу входят студенты колледжей и техникумов.

Эксперты считают, что пока преждевременно судить о качестве преподавания основ экономики в школах и колледжах, опираясь лишь на данные результатов диктанта. Возможно, столь низкий результат связан с тем, что школьники еще не до конца усвоили изучаемый материал и необходимо и дальше закреплять получаемые на уроках знания.

Интересно, что следом за самой молодой аудиторией идет самая возрастная - старше 66 лет. Наименьшее количество баллов набрало 50% пенсионеров из этой аудитории.

И наоборот, наименьшее число респондентов, попавших в нижний диапазон, относится к возрастной категории от 19 до 25 лет (31,68%) и от 36 до 53 лет (27%). Это как раз и есть студенты и профессиональные экономисты. Соответственно и процент хороших результатов здесь большой. В возрасте от 19 до 25 лет на удовлетворительную оценку (а это от 31 до 50 баллов) написало почти 50%, как и в возрасте от 36 до 53 лет - 49,5%. Не считая профессоров, имеющих ученую степень, возрастная категория от 36 до 53 лет имеет и самый большой процент наивысших баллов (от 51 до 100) - 23%.

Как страна написала этнографический диктант и почему надо ждать "двоек"

Интересно, что преобладающее число участников диктанта - женщины - 63%, на долю мужчин приходится 37%. Однако женщины обошли мужчин не только по количеству, но и по качеству, опережая по уровню правильных ответов. Так, доля мужчин, набравших от 0 до 30 баллов, составляет 48%, в то время как женщин - 44%. И, напротив, среди участников, набравших от 31 до 50 баллов, женщин - 44%, а мужчин - 41%. На уровне от 51 до 100 баллов доля женщин составляет 12%, в то время как мужчин - 10,5%.

Одной из важнейших функций диктанта, по мнению экспертов, является получение сведений о полноте, качестве и актуальности образовательных программ в российских школах, техникумах, колледжах и вузах. Полученные сведения позволят выявить пробелы и слабые места в учебных планах и образовательных программах, а значит, станет понятно, нуждаются ли они в корректировке.

Данные подготовлены аналитической группой под руководством Члена президиума Вольного экономического общества России, д.э.н., Романа Голова.

Образование