Внутренний рынок для российских ювелиров стал тесен: они поставили себе задачу завоевать внимание зарубежного потребителя - с Ближнего Востока и Запада. Делать они это намерены через международные выставки как наиболее удобный потенциальный канал сбыта. Цель - увеличить экспорт в десять раз, до миллиарда долларов в год.
Об этом заявили участники "круглого стола" о реализации экспортного потенциала отрасли в рамках презентации Международного конкурса ювелирного искусства имени К.Фаберже.
Намерение компаний нарастить экспорт вызвано внутренними условиями работы. Если в 2000-х в некоторых регионах страны доля импортной ювелирной продукции достигала 50-70 процентов, то сегодня в среднем она не превышает 5-7 процентов, напомнил председатель совета ассоциации "Гильдия ювелиров России" Гагик Геворкян. Внутренний спрос ограничен, потенциал роста производства - нет.
Правда, пока позиции России низкие - 0,1 процента в общемировом экспорте ювелирных изделий из драгметаллов и драгоценных камней, напомнил гендиректор Центра международной торговли Владимир Страшко. Доля России в производстве бриллиантов тоже невелика - 1,6 процента, доля в изготовлении готовой ювелирной продукции - около процента, добавил начальник отдела профильного департамента минфина Александр Орлов. По мнению Страшко, акцент при работе за рубежом необходимо делать на уникальных украшениях.
Работать на внешние поставки ювелирам помогает Российский экспортный центр (РЭЦ) - от поддержки по страховым продуктам до анализа рынков "в считаные дни" и расчета наиболее выгодных маршрутов доставки, рассказал управляющий директор по нефинансовой поддержке РЭЦ Константин Евстюхин. И все же ограничения при работе на экспорт остаются, считает гендиректор Гильдии ювелиров Эдуард Уткин.
По его оценкам, необходимо отменить ввозную пошлину на все виды драгкамней (Минфин дискутирует на эту тему с участниками рынка, выбирая, какие именно камни не добывают в России), отказаться от взимания НДС со слитков из драгметаллов (предложение обсуждается в Госдуме) и отменить режим обязательного клеймения ювелирных изделий, предназначенных для экспорта. Среди прочего - упрощение таможенных процедур путем перехода на электронный документооборот, что постепенно реализуется.
Все это позволит осуществлять оптовые поставки зарубежным компаниям, легче вливаться в зарубежный розничный сектор (в том числе через интернет-торговлю) и локализовывать там производство. При этом из списка стран, перспективных для российских ювелиров, Уткин предлагает исключить ближнее зарубежье ввиду низкой покупательской способности, Китай из-за протекционистской политики и Индию, где культура потребления украшений и производственные мощности не сравнятся с Россией.