Ее доля в розничном портфеле выросла с 28 процентов в начале 2014 года до 42 процентов в середине 2017 года. Об этом говорится в "Финансовом обозрении" Банка России за III квартал. Он довольно оптимистичен. Общий вывод - ситуация в финансовом секторе почти фронтально улучшается под влиянием устойчивого оживления экономики, в частности, благодаря преодолению проблем в строительном секторе, который в кризис был причиной примерно трети "плохих" долгов.
Под влиянием стресса 2015-2016 годов банки по-прежнему проявляют осторожность и конкурируют главным образом за надежных клиентов. Но улучшение платежной дисциплины со стороны заемщиков позволило банкам перестать ужесточать требования к ним. Неценовые условия кредитования (минимально необходимые для одобрения кредита доходы, максимальный размер и срок кредита и так далее) остаются жесткими в сравнении с докризисным временем, однако под эти жесткие критерии подходит все больше потенциальных заемщиков благодаря росту реальных зарплат и улучшению финансового положения компаний.
Замедление инфляции и синхронное снижение ключевой ставки привело к тому, что банки в этом году опускают ставки по кредитам быстрее, чем по депозитам, причем опережающими темпами снижаются ставки по долгосрочным операциям - рынок уверен в скором достижении равновесной ключевой ставки (6-7 процентов). С другой стороны, у населения пропадает инстинктивный страх перед "длинными" обязательствами, а разрыв между стоимостью аренды жилья и выплатами по ипотеке сокращается.
Все вместе может привести к ипотечному буму в ближайшие годы, который, однако, как минимум несколько лет не будет нести каких-либо системных рисков. Сейчас ипотечный портфель банков составляет около 5,5 процента ВВП (чуть более 5 триллионов рублей), а значит, по всем международным меркам, может вырасти в два-три раза и все равно останется в безопасной зоне.
Хотя с марта потребительское кредитование возобновило рост (после двухлетнего падения), но он почти в три раза медленнее ипотеки - на 1 октября годовой прирост кредитного портфеля составил, соответственно, 5,2 и 14 процентов. На один рубль ипотеки приходится уже менее 90 копеек новых выдач необеспеченных кредитов. Банк России объясняет это (наряду с осторожностью кредиторов, привлекательностью ипотеки и собственной политикой) тем, что люди научились тщательнее соизмерять преимущества и издержки жизни взаймы.
Если посмотреть на поведение населения в последние три года, то оказывается, что его финансовая грамотность действительно выросла: в отличие от кризиса 2008-2009 годов люди не поддавались панике, не перекладывались в валюту и не изымали вклады, оставшись в конечном итоге в плюсе.
При этом население начинает восстанавливать свою потребительскую активность. Об этом говорит не только оживление потребительского кредитования, но и замедление роста вкладов при увеличении средств на счетах компаний: поступающие в экономику рубли использовались гражданами в том числе и для покупок, делает вывод Банк России.