13.11.2017 22:52
Общество

Российские вузы завоевывают места в мировых образовательных рейтингах

Российские университеты завоевывают места в мировых образовательных рейтингах
Текст:  Федор Андреев
Российская газета - Спецвыпуск: Наука и технологии №258 (7424)
Своим указом от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" президент РФ поставил задачу повысить престижность высшего образования.
Читать на сайте RG.RU

Одним из механизмов ее выполнения стал Проект 5-100, который нацелен на вхождение российских вузов в топ-100 ведущих международных рейтингов. В конце октября в Екатеринбурге прошло заседание международного Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов страны, который провела вице-премьер Ольга Голодец. Члены совета подвели итоги очередного этапа проекта.

Сегодня уже 40 российских университетов вошли в авторитетные мировые рейтинги вузов: институциональные рейтинги (QS, THE, ARWU), а также предметные и отраслевые рейтинги QS, предметные рейтинги ARWU и часть предметных рейтингов THE. Но в ближайшие годы их число должно еще вырасти. 11 российских университетов вошли и в топ-100 предметных рейтингов, из них 6 являются вузами - участниками Проекта 5-100.

Университеты из РФ возглавили топ-300 вузов Восточной Европы

- Мы крайне заинтересованы в том, чтобы расширять линейку этих вузов, чтобы те конкурентные преимущества, которыми обладает наше высшее образование, могли быть по достоинству оценены мировым сообществом, - заявила Ольга Голодец. - Хочу напомнить, что продвижение наших вузов - это продвижение наших технологий, наших компетенций и наших международных преимуществ. Например, когда встает вопрос о продвижении Росатома, невозможно не говорить о продвижении наших технологий в части обучения по теме ядерной энергетики. Точно так же мы говорим в отношении очень многих специальностей, по которым у нас есть абсолютно явные преимущества. Мы создали специальную программу, которая позволяет поддерживать вузы в том, чтобы они повышали свою конкурентоспособность в неочевидных для нас областях и там, где мы действительно абсолютно первые.

Совет рассмотрел "дорожные карты" на 2018-2020 годы 21 вуза - участника Проекта 5-100. По итогам заседания в группу лидеров по реализации своих программ повышения конкурентоспособности вошли ВШЭ, ИТМО, НИЯУ МИФИ, МФТИ, НГУ, НИТУ "МИСиС", ТГУ. Вторую группу составили КФУ, РУДН, Сеченовский университет, СПбПУ, ТПУ, ТюмГУ, УрФУ. В третью группу - БФУ, ДВФУ, ЛЭТИ, Самарский университет, Университет Лобачевского, ЮУрГУ, СФУ. Опыт этих вузов должен быть изучен и широко распространен, отмечали эксперты.

Междисциплинарность на базе научных исследований послужит прорыву российской науки на мировом рынке

После заседания совета в УрФУ прошло совещание "Российское образование в глобальном пространстве". В мероприятии приняли участие представители 117 российских вузов. В панельной дискуссии "Проект 5-100 - траектория развития российского образования", которая завершила мероприятие, приняли участие и члены совета проекта. Целью мероприятия было распространение опыта вузов - участников проекта среди всех российских университетов, в том числе в области развития университета, выбора его стратегических приоритетов и изменения структуры управления, формирования репутации, а также подготовки кадров для цифровой экономики.

Проект 5-100 поможет появлению в России университетов-лидеров

Эксперты обсудили, что поможет вузам страны стать заметнее на мировой арене. Повышение публикационной активности, узнаваемости вуза, кооперация с бизнесом и индустрией - эти практики руководители российских университетов считают главными в развитии любого вуза до статуса вуза "мирового класса". При этом отраслевым вузам необходимо работать в междисциплинарной сфере, развивая новые направления, а классическим, наоборот, сконцентрироваться и продвигать определенную приоритетную область.

"Междисциплинарность на базе научных исследований послужит прорыву российской науки на мировом рынке. Кроме того, сотрудничество классических и отраслевых университетов даст гораздо больше возможностей для их включения в мировые рейтинги", - заявила первый проректор СПбГУ по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Екатерина Бабелюк.

"Нельзя забывать и про новые технологии - онлайн-образование развивается, и аудиторные способы скоро уйдут в прошлое, - заключил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов. - И если мы претендуем на глобальность, нужно активно разрабатывать онлайн-программы, транслировать их на большую аудиторию и отрабатывать способы контроля успеваемости, чтобы такое образование было эффективным".

Образование