Поэтому кто-то шел сравнить, а кто-то - просто еще раз насладиться пронзительным сюжетом, где любовь побеждает всесильные, казалось бы, чары и перекраивает судьбу героев, выбирая вместо трагичного счастливый «фасон».
Известный петербургский режиссер Василий Сенин ставит в ярославском драмтеатре имени Федора Волкова второй спектакль. Первым в 2015 году был "Золотой теленок", до сих пор идущий с большим успехом. По признанию самого режиссера, ему очень понравился тогда актерский состав труппы, а также "удивительный бутафорский цех, где делают совершенно необыкновенные вещи". Поэтому творить чудо в Ярославле было вполне естественно.
…Давно женатый Волшебник, когда-то обещавший любимой супруге исправиться и "жить как все", от избытка нерастраченных чародейских сил захотел "пошалить": собрал людей, перетасовал их, как карты в колоде, и началось! Молодой медведь, семь лет назад превращенный Волшебником в юношу с условием, что он вернется в свое звериное состояние, когда его полюбит и поцелует принцесса, встречает эту Принцессу и сам в нее влюбляется, не зная, что девушка - дочь Короля. Увы, влюбляется и девушка, да так, что в итоге, узнав тайну возлюбленного, едва не умирает от тоски и соглашается жить с Медведем, "лишь бы только он никуда не уходил".
О том, что происходящее находится во власти каких-то высших сил, зрителю в спектакле Василия Сенина сразу подсказывает карта зодиакальных созвездий, спроецированная на весь противопожарный занавес и завораживающая, как все таинственное. Нереальность реальности подчеркивается и нарочитой художественной эклектикой. Свита, которая, как известно, "играет Короля", наряжена в стиле садомазо: черные сапоги выше колен, черные трико, трусы и лифы, лица у всех поначалу закрывают фехтовальные маски, а головы украшают стилизованные кокошники. Сам Король - в серебристых штанах и такой же безрукавке и с чрезвычайно громоздким сооружением на голове - короне и одновременно фамильном древе с пятью "ответвлениями" для портретов предков, которые передали венценосному добряку и умнице, как он себя называет, все "подлые фамильные черты". Потом государь переодевается в галифе, китель и шляпу а'ля Наполеон, а в конце и вовсе довольствуется ночной рубашкой в рюшах. Потому что признается: "Вырождаюсь". Лишь один человек в свите одет в современный деловой костюм-двойку - министр-администратор, а проще говоря - завхоз, нагло ворующий деньги из королевской казны и подчинивший всех придворных своей власти. Но его Волшебник в итоге превращает в крысу.
Нереально все, кроме любви. А потому Медведь - это байкер, а принцесса - "милая девушка" в стильном черном платье и со стрижкой каре.
"Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец", - говорит Волшебник. Но ожидаемого конца не наступает, хотя у Василия Сенина финал и не столь очевиден, как у Шварца: молодые люди стоят и целуются, когда опускается занавес. Пока они это делают, парень в медведя не превращается. А что будет, когда влюбленные друг от друга оторвутся (где-то там, по "ту сторону" спектакля), - тут уж зритель может фантазировать сколько его душе угодно.
Спектакль длится около четырех часов, и говорить о нем можно долго, потому что получился он ярким, многослойным, ироничным и одновременно глубоким. Но интересно, что даже в репетиционный период эту постановку сопровождали "чудеса", хотя и иного рода: загорелась проводка на установке с софитами, упал и чуть не разбился один из центральных элементов декорации - окно. Но зато когда Василий Сенин ставил в своем спектакле свет, на Волге в границах Ярославля было замечено... настоящее северное сияние. Ну разве не чудо?
Справка "РГ"
Василий Сенин родился в 1977 году в Ленинграде. В 1996-1997 годах учился в СПГАТИ по специальности "актер драматического театра" (мастерская В. Фильштинского). В 2001-м окончил режиссерский факультет РАТИ (мастерская П. Фоменко). Дипломный спектакль - "Фро" по А. Платонову. Ставил спектакли в Москве, Новосибирске, Перми, Таллине, Риге, Загребе, Варшаве и Лондоне.