Амур с собачкой
Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник - это не только Ханский дворец, но и 276 памятников, расположенных на 80 гектарах. Сюда же входит и целый ряд археологических объектов. Минувший сезон, кстати, еще полностью не завершившийся, был особенно богат на удивительные и редкие находки. Этим летом на скифском некрополе ученые нашли сотни золотых украшений, по своей ценности не уступающих коллекции скифского золота, застрявшей в амстердамском музее Алларда Пирсона. Некоторые из них уникальны и не имеют аналогов.
И поскольку интерес посетителей только растет, в музее предложили перенести административные службы в другие помещения. А площадь, которую они занимают, отдать под залы для новой экспозиции.
- Вот этот перстень просто потрясающий, - восхищается главный хранитель Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Оксана Алпашкина. - Его можно рассмотреть только с увеличительным стеклом, там изображен Амур с собачкой. Она стоит на задних лапах, и Амур то ли дразнит ее, то ли кормит. Ничего подобного никогда не попадало в наши коллекции.
Редкие находки археологов сегодня экспонируют в золотой кладовой Ханского дворца. Однако выставленные в витринах предметы - это лишь малая часть того, что находится в фондах музея. Сегодня из 150 тысяч экземпляров хранения посетители могут видеть не более пяти процентов. Экспозицию можно было бы расширить, но для этого нужно найти новые помещения для вспомогательных служб музея. Помочь в этом обещает правительство Крыма.
Мечеть первая
Большая ханская мечеть первой прикрылась куполом из строительных лесов и полиэтилена. Это наиболее старая часть дворца, пережившая пожар 1736 года, она же и наиболее ветхая. Из-за изношенности конструкций в мечети возникла угроза обрушения кровли. Стала крениться одна из стен, что могло привести к непоправимым последствиям. Когда реставраторы разобрали кровлю, выяснилось, что в месте крепления люстры несущая балка прогнила настолько, что рассыпалась в руках от простого прикосновения. Теперь балки полностью заменят и займутся восстановлением кровли. А это почти 1,5 тысячи квадратных метров. Идеально было бы вернуть на прежнее место снятую черепицу-татарку, но специалисты говорят, что во время осадков она поглощает много влаги, излишне утяжеляя свод крыши. Кроме того, мелкий ремонт кровли в прошлом делали в основном с применением цемента, это создает дополнительную многотонную нагрузку на стены. Учитывая, что древняя кладка не такая прочная, как современная, такая тяжесть может оказаться непомерной. На протяжении последних столетий сама конструкция крыши также менялась. Угол ее наклона стал заметно больше, так что при классической укладке без дополнительного крепления она может просто сползти. Воздействовать на оригинальную черепицу уже нельзя, за столетия она стала слишком хрупкой. Поэтому ее сохранят, заменив на мечети новой.
- В Испании нашли черепицу, которая не отличается от нашей "татарки", но влаги она впитывает не более трех процентов, - говорит генеральный директор Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника Вадим Мартюнюк. - Она уже у нас.
После противоаварийных работ реставраторы займутся внутренними помещениями, росписью стен и восстановлением декора.
Шатер над дворцом
А уже в ноябре во дворце ждут прибытия опор для шатрового навеса, который изготовили специально для Ханского дворца. Гигантский искусственный купол накроет Южное строение главного корпуса дворца, где находятся зал Дивана, Золотой и Посольский кабинеты, помещения гарема и другие комнаты. Это позволит реставраторам снять кровлю, не зависеть от капризов погоды и работать круглый год.
К слову, в разных помещениях дворца сейчас больше двух десятков протечек крыши. Без их устранения заниматься реставрацией не имеет смысла, поэтому начать решено именно с кровли.
- В середине ноября мы получим конструкции, из которых навес будет собираться, как конструктор, - говорит Вадим Мартюнюк. - Прогнившую крышу демонтируют, новую соберут, и после укрепления фундаментов и стен ее опустят сверху на строения.
К монтажу опор в музее тщательно готовились почти все лето, ведь в таком месте не то что строить, даже просто воткнуть лопату в землю, не наткнувшись на артефакты, нельзя. Поэтому, прежде чем подготовить бетонные основания для опор, под каждой из них провели археологические раскопки. И сразу же обнаружили фрагменты древнего трубопровода горячего водоснабжения, о котором раньше не догадывались. Все находки, разумеется, сохранят, а сами бетонные основания демонтируют после окончания противоаварийных работ.
Ждет своего часа и Персидский дворик дворца. Сегодня он в особенно удручающем состоянии. В украинский период здесь проводили археологическую разведку на месте одной из бань, но раскопы почему-то не законсервировали. Это привело к избытку влаги в почве, фундамент забора и стены южного строения главного корпуса стали промокать. Минувшей весной рухнула часть ограды дворика. К стыду прежних руководителей музея, эта часть комплекса, как и многие закрытые для посетителей помещения, были завалены строительным и бытовым мусором. Теперь после реставрации здесь хотят сделать еще одну площадку для классической камерной, симфонической музыки.
- Персидский дворик обладает уникальной акустикой, - говорит министр культуры Крыма Арина Новосельская. - В любом его месте можно говорить шепотом, не повышая голоса, и везде будет прекрасно слышно. Мы планируем сделать здесь концертную площадку для выступлений филармонических коллективов.
Между тем
Метод укрытия всего памятника шатром для реставрации уже применялся в Крыму, когда турецкие специалисты проводили работы на Зынджирлы медресе в Салачике, там был первый дворец крымских ханов. Медресе построили в 1500 году в период правления второго хана династии Гиреев - Менгли-гирея. В 2007 году Турция выделила 2,75 миллиона долларов на реставрацию Зынджирлы-медресе и расположенного рядом дюрбе первого крымского хана Хаджи I Герая. Сначала над всем комплексом построили укрытие, это позволило вести реставрационные работы одновременно по всей площади объекта в любую погоду. По этому пути пошли и московские проектировщики работ в Ханском дворце Бахчисарая.