По итогам встречи дипломаты не стали выступать с совместным заявлением, однако корреспонденту "РГ" удалось выяснить некоторые подробности.
Трехсторонний формат был выбран не случайно: именно Москва, Анкара и Тегеран выступают гарантами межсирийских переговоров, которые регулярно проходят в Астане. С начала года состоялось уже семь раундов консультаций с участием представителей Дамаска и вооруженной оппозиции - именно на этой площадке удалось согласовать и запустить четыре зоны деэскалации на сирийской территории. Теперь, по мере того как в Сирии продолжается наступление на позиции боевиков ИГИЛ (террористическая группировка запрещена в РФ), нужно идти дальше и готовить почву для политического диалога. При этом не секрет, что интересы и подходы государств-посредников в регионе различаются, а порой расходятся диаметрально. Как известно, Иран оказывает прямую военную поддержку армии президента Сирии Башара Асада, в то время как Турция настаивает на его уходе, а также выступает категорически против вовлечения в политический процесс сирийских курдов - против их сил самообороны Анкара хотела бы развернуть военную операцию в приграничном сирийском городе Африн. На Смоленской площади, напротив, настаивают, что курды должны стать участниками всестороннего урегулирования и приехать на Конгресс национального диалога Сирии, который российская сторона планирует созвать в обозримом будущем.
Не удивительно, что главам дипведомств РФ, Турции и Ирана пришлось провести более двух часов за закрытыми дверями, чтобы согласовать позиции. Впрочем, подступаться к непростым вопросам им было не впервой: недаром давние партнеры предпочли неформальную беседу "без галстуков". Через зеркальный проем двери можно было видеть, как напряженно идет дискуссия. Когда она подошла к концу, корреспонденту "РГ" удалось зайти в зал, где делегации сидели не за одним круглым столом, а за несколькими, составленными по форме треугольника. Дипломатическая геометрия словно выдавала острые углы, которые министры должны были сгладить. Мевлют Чавушоглу, принимавший коллег в своем родном городе, с хозяйским радушием пригласил Сергея Лаврова и Джавада Зарифа продолжить общение за рабочим обедом. "Что предложите на ланч?" - поинтересовался российский министр. "У нас в меню возможны варианты!" - многозначительно ответил турецкий министр. "Будете кормить вариантами?" - пошутил Сергей Лавров. Вскоре глава МИД РФ вышел к журналистам, чтобы вкратце рассказать, какие именно опции были выбраны в меню политическом.
"Мы собрались здесь, в Анталье, чтобы обменяться мнениями о конкретных деталях, о подготовке к саммиту президентов наших трех стран, который состоится 22 ноября в Сочи. Работа была очень полезной, мы договорились по всем ключевым вопросам и будем докладывать президенту наши оценки того, как двигаться дальше", - пояснил министр. Он также подтвердил, что руководители генштабов России, Турции и Ирана проведут перед саммитом свою встречу. Как подчеркнул министр, консультации в Астане вовсе не подменяют собой межсирийские переговоры на площадке Женевы, но, напротив, призваны "создать максимально благоприятные условия для того, чтобы женевский процесс обрел, наконец, действенные инструменты для решения задач, поставленных резолюцией 2254 Собвеза ООН". О чем же конкретно договорились министры, пока так и осталось интригой, которая, возможно, прояснится после саммита в Сочи. "Обсуждались все вопросы, - уклончиво ответил Лавров. - Я не могу вдаваться в детали, наши рекомендации будут доложены главам государств, и они примут решения по тем предложениям, которые были внесены".
Прямо из Антальи Сергей Лавров вылетел в Баку, где уже вечером началась программа официального визита министра. Московского гостя принял в своей резиденции президент Азербайджана Ильхам Алиев. В понедельник глава МИД РФ проведет переговоры со своим азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым, а затем продолжит закавказское турне в Ереване.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"